Козубова Нина
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Весь огромный мир кругом меня,
надо мной и подо мной
полон неизвестных тайн.
Я буду их открывать всю жизнь,
потому что это самое
увлекательное занятие в мире
В. Бианки
Детский сад – волшебный мир! Его обитатели – дети, удивительные и неповторимые создания. Они непредсказуемы, они всегда разные, их интересуют тысячи вопросов: «Что?», «Зачем?» и «Почему?». И именно поэтому воспитателю необходимо много знать об окружающем мире.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Я – воспитатель! Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.
Не секрет, что на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления. Для установления детьми причин тех или иных явлений и отношений между предметами или явлениями, для установления взаимосвязей, полученных в результате ощущений и восприятий, я использую элементарные опыты и эксперименты.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и почувствовать себя учеными, исследователями и первооткрывателями. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ведущая идея моей педагогической находки заключается в создании необходимых условий для формирования экологических представлений у дошкольников через экспериментирование, что является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленным на формирование его экологической культуры.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать, как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За подтверждением своей идеи я обратилась к трудам педагогов классиков и обнаружила, что Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский считали данный метод наиболее эффективным.
По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В связи с этим целью моей работы является развитие экологических представлений и формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
1. Формировать знания через собственный творческий и исследовательский поиск.
2. Углублять и расширять представления детей о природе, ее закономерностях, проблемах бережного отношения к ней и сохранения природных ресурсов.
3. Обучать практическим действиям в процессе экспериментирования и опытов, соблюдая технику безопасности.
4. Совершенствовать исследовательские способности на основе обогащения знаний и развития представлений о живой и неживой природе.
5. Развивать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, творческое воображение и мышление.
6. Воспитывать, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для формирования знаний и обучения практическим действиям была создана необходимая развивающая среда: организован уголок природы и экспериментирования, где ребята знакомятся с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.
Систематически проводятся наблюдения в живой и неживой природе, ежедневно совершенствуя исследовательские способности детей, обогащая их знания и развивая представления о природных явлениях.
В результате ребенок учится видеть и ценить красоту окружающего мира, понимает, насколько важна взаимосвязь человека с природой.
За основу в своей работе я взяла парциальную программу С. Н. Николаевой ««Юный эколог».
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
• человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Работая над своей темой, я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно с взрослым.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
• Постановка проблемы;
• Поиск путей решения проблемы;
• Проверка гипотез, предположений;
• Обсуждение увиденных полученных результатов;
• Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
На основе представления доктора педагогических наук, исследователя проблем обучения, развивающих практик М. В. Кларина о трех уровнях исследовательского обучения в опыте предлагается:
- На первом уровне воспитатель ставит перед детьми проблему и намечает пути ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
- На втором уровне воспитатель только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок будет искать самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
- На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают умозаключения в виде рисунков. Таким образом, в детской лаборатории найденные ответы на вопросы собираются и обсуждаются.
Специально организованные занятия с детьми по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов. Одним из требований к содержанию, разрабатываемых мною, конспектов является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей, создание проблемной ситуации, мотивации, а также активная деятельность детей
В процессе экспериментирования я применяю разные приемы обучения: такие, как показ, объяснение, проведение простых опытов и экспериментов, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы и беседы, а также использую компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интересней, не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
В процессе всего вышеперечисленного у детей формируется система экологических представлений. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении в творческой деятельности.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения, как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.