МААМ-картинки

Эссе «Я — воспитатель»

Козубова Нина
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы

Весь огромный мир кругом меня,

надо мной и подо мной

полон неизвестных тайн.

Я буду их открывать всю жизнь,

потому что это самое

увлекательное занятие в мире

В. Бианки

Детский сад – волшебный мир! Его обитатели – дети, удивительные и неповторимые создания. Они непредсказуемы, они всегда разные, их интересуют тысячи вопросов: «Что?», «Зачем?» и «Почему?». И именно поэтому воспитателю необходимо много знать об окружающем мире.

Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах

Я – воспитатель! Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.

Не секрет, что на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления. Для установления детьми причин тех или иных явлений и отношений между предметами или явлениями, для установления взаимосвязей, полученных в результате ощущений и восприятий, я использую элементарные опыты и эксперименты.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и почувствовать себя учеными, исследователями и первооткрывателями. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ведущая идея моей педагогической находки заключается в создании необходимых условий для формирования экологических представлений у дошкольников через экспериментирование, что является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленным на формирование его экологической культуры.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать, как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За подтверждением своей идеи я обратилась к трудам педагогов классиков и обнаружила, что Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский считали данный метод наиболее эффективным.

По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В связи с этим целью моей работы является развитие экологических представлений и формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

1. Формировать знания через собственный творческий и исследовательский поиск.

2. Углублять и расширять представления детей о природе, ее закономерностях, проблемах бережного отношения к ней и сохранения природных ресурсов.

3. Обучать практическим действиям в процессе экспериментирования и опытов, соблюдая технику безопасности.

4. Совершенствовать исследовательские способности на основе обогащения знаний и развития представлений о живой и неживой природе.

5. Развивать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, творческое воображение и мышление.

6. Воспитывать, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для формирования знаний и обучения практическим действиям была создана необходимая развивающая среда: организован уголок природы и экспериментирования, где ребята знакомятся с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.

Систематически проводятся наблюдения в живой и неживой природе, ежедневно совершенствуя исследовательские способности детей, обогащая их знания и развивая представления о природных явлениях.

В результате ребенок учится видеть и ценить красоту окружающего мира, понимает, насколько важна взаимосвязь человека с природой.

За основу в своей работе я взяла парциальную программу С. Н. Николаевой ««Юный эколог».

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

• человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Работая над своей темой, я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно с взрослым.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

• Постановка проблемы;

• Поиск путей решения проблемы;

• Проверка гипотез, предположений;

• Обсуждение увиденных полученных результатов;

• Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

На основе представления доктора педагогических наук, исследователя проблем обучения, развивающих практик М. В. Кларина о трех уровнях исследовательского обучения в опыте предлагается:

- На первом уровне воспитатель ставит перед детьми проблему и намечает пути ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

- На втором уровне воспитатель только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок будет искать самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

- На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают умозаключения в виде рисунков. Таким образом, в детской лаборатории найденные ответы на вопросы собираются и обсуждаются.

Специально организованные занятия с детьми по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов. Одним из требований к содержанию, разрабатываемых мною, конспектов является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей, создание проблемной ситуации, мотивации, а также активная деятельность детей

В процессе экспериментирования я применяю разные приемы обучения: такие, как показ, объяснение, проведение простых опытов и экспериментов, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы и беседы, а также использую компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интересней, не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В процессе всего вышеперечисленного у детей формируется система экологических представлений. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении в творческой деятельности.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения, как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Эссе «Я — воспитатель!» Любовь, искренность, понимание и доброта – главные черты воспитателя. Именно таких человеческих качеств так не хватает нашим воспитанникам,.

Эссе «Я — воспитатель» Воспитатель это не профессия, это призвание: Пусть будет меньше праздников, чем буден, Но, ставший воспитателем, поймет Какое счастье быть.

Эссе «Я — воспитатель» Самая счастливая пора в жизни каждого человека – детство. Мир вокруг полон красок, каждый день новые открытия, любовь родных и никаких забот.

Эссе «Я — воспитатель!»Эссе «Я — воспитатель!» Несколько лет назад мне довелось участвовать в конкурсе "Воспитатель года". Тогда конкурс проводился у нас в районе первый раз. И хотя я.

Эссе «Я — Воспитатель!»Эссе «Я — Воспитатель!» Моя профессия – воспитатель! Мои воспитанники… Озорные глаза и родные сердца… 1 апреля – это необычный день, для многих – день смеха и.

Эссе «Я — воспитатель» Жизнь – уникальное явление, объяснение которому нет ни у одного ученого. Что-то в нашей жизни сказка, а что-то проза, но жанр жизни будет.

Эссе «Я — воспитатель» Эссе написано для регионального этапа конкурса "Воспитатель года", где я заняла 1 место Я иду по школьному коридору мимо скучающих у окон.

Эссе «Я — воспитатель» ВОСПИТАТЕЛЬ Я! Я - ВОСПИТАТЕЛЬ Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду воспитателем, по разному говорят, одни: «Какая это.

Эссе «Я воспитатель» Эссе на тему «Я – ВОСПИТАТЕЛЬ!»Давидян Л. Г. Вот и подошёл к концу 2021год. Этот год был знаковым в моей жизни! 1 июля 2021года исполнилось.

Эссе «Я — воспитатель» Эссе на тему "Я - воспитатель" Часть 1. «Детство ради детства» А. Г. Асмолов В моей педагогической жизни много наставников: в студенчестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Я — воспитатель»
Опубликовано: 12 января 2023 в 12:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Я — воспитатель»» (включая файлы) размещена пользователем Козубова Нина (УИ 2247477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД