Приложение МААМ

Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями

мария вежливцева
Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями

В условиях детского сада говорить об одаренности нужно очень осторожно, так как фактическое выявление одаренного ребенка возможно в возрасте 6-7 лет и старше (в дошкольном возрасте речь чаще всего идет о высоком уровне интеллектуального развития, поэтому наша работа заключается в выявлении и психолого-педагогической поддержке детей с повышенными образовательными потребностями.

Важно понять, в чем отличие таких понятий как одаренность, талант и способности.

Публикация «Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями» размещена в разделах

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Способности – это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.

Раннее выявление, обучение и воспитание таких детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Важно понимать, что в силу личностных особенностей дети с повышенными образовательными потребностями могут быть наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Они могут быть более эмоциональны или, наоборот, зажаты, обладать повышенными уровнем тревожности, иметь конфликтный характер общения, проявление невротических отклонений.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь четыре категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

Дети с высоким уровнем творческих способностей. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике

Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

Дети, хорошо обучающиеся в детском саду и школе (академическая одаренность).

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем, обычно обладают отменной памятью, имеют большой словарный запас, повышенную концентрацию внимания.

Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проявление одаренности в различных сферах:

Изобразительно-художественная одаренность

В рисунках нет однообразия. Ребенок проявляет оригинальность в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

Ребенок становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.

Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Музыкальная одаренность

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

Хорошо поет.

В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи.

Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная одаренность

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.

Артистическая одаренность.

Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

• Интересуется актерской игрой.

• Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

• Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

• Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

• Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей. Когда о чем-то с увлечением рассказывает.

• С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

• Любит игры-драматизации.

Техническая одаренность

• Интересуется механизмами и машинами.

• Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

• Любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

• Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

• Читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

• Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

• Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

• Быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность

• Инициативен в общении со сверстниками.

• Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

• Легко общается с детьми и взрослыми.

• Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

• Часто руководит играми и занятиями других детей.

• Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

• Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

• Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Спортивная одаренность

• Энергичен, производит впечатления ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

• Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

• Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

• Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

• Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

• Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

• Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

• Физически выносливее сверстников.

Методы и средства обучения детей с повышенными образовательными потребностями :

1. Проблемные ситуации.

2. Проблемные и поисковые задачи.

3. Решение познавательных задач.

4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

5. Практическая исследовательская деятельность (самостоятельная, индивидуальная, групповая)

6. Моделирование.

7. Развивающие кроссворды.

8. Создание сказочных ситуаций.

9. Игры – драматизации.

10. Игры – путешествия.

11. Специальные упражнения (вопросы-гипотезы, вопросы-доказательства).

Формы работы с детьми:

1. Работа по плану индивидуального образовательного маршрута.

2. Индивидуальные и подгрупповые занятия в группе детского сада.

3. Обучение детей в кружках по интересам.

4. Участие детей в конкурсах различного уровня.

5. Участие детей в исследовательской, проектной деятельности.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 20:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем мария вежливцева (УИ 4948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД