МААМ-картинки

Проблемы педагогической психологии

Логачева Дарья Павловна
Проблемы педагогической психологии

Логачева Дарья Павловна

Педагог- психолог, МБДОУ детский сад №6

МО Усть - Лабинский район

Педагогическая психология

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда.

Публикация «Проблемы педагогической психологии» размещена в разделах

Предметом педагогической психологии являются - факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.

Проблемами педагогической психологии всегда были следующие:

Педагогическая запущенность может характеризоваться дефектами в поведении, воспитательной деятельности, нравственности. Это может проявляться сниженным интеллектом, талантом, узкими перспективами, эмоциональной неустойчивостью, трудностями в борьбе с постыдными поступками.

Диагностировать педагогическую запущенность можно с помощью психологических методов : тестов на интеллект, мышление, внимание, память, проективных методик и других опросников. Если у вас нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого - педагогической коррекции.

Виды педагогической запущенности-это недостаток воспитательного и педагогического авторитета встречался в некоторых отношениях в семье, учебном заведении.

Причины формирования педагогической запущенности :

Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первый социальный опыт, формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность проявляется в недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях жизни, плохом образовании и культурном развитии родителей, частых конфликтах, пренебрежении и неправильном стиле воспитания.

Образовательная среда. Трудности в обучении прогрессируют, как следствие ошибок в организации учебного процесса, плохих взаимоотношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость, неуверенность формируются тогда, когда ребенок невнимателен, игнорирует свои психофизиологические и личностные свойства, при отсутствии элементов индивидуального подхода.

Социальные отношения. "Трудные" дети, часто имеют постоянные конфликты с учителями, родителями, сверстниками. Чувства изоляции, одиночества снижают стремление к посещению учебного заведения, ребенок начинает искать помощи и самоутверждаться через асоциальную группу.

Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные свойства, наследственные особенности, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педагогическую запущенность ребенка или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом деятельности нервной системы, неврологическими расстройствами, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие резкие черты характера, препятствующие адаптации.

Также существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов.

Выделяют четыре стадии нарушения:

Первая стадия. Соответствует дошкольному возрасту детей. От дисгармоничного семейного воспитания: отсутствие общения с родителями, отсутствие или чрезмерная забота, повышенная конкуренция, различные требования матери и отца. Возможно развитие отклонения, в результате ошибок воспитателей дошкольного учреждения.

Вторая стадия. Период для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается в результате недостаточной готовности к школе. Она основана на родительских ошибках, которые приводят к неадекватной самооценке, неуверенности и отсутствию интереса к обучению. Основные проявления - негативное отношение к школе, правилам поведения и режиму.

Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами и правилами, появляется тенденция к отклоняющемуся поведению, безразличие к обучению.

Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Антисоциальный характер поведения, преобладают грубость и негативизм. Возможное включение в преступную группу.

Процесс устранения педагогической запущенности предполагает психолого-педагогическую, психотерапевтическую коррекцию. Параллельно проводится лечение неврологических и психических расстройств.

Коррекционный процесс в себя включает:

Занятия с психологом. Цель-устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. И овладеть навыками продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.

Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Используются методы внушения, самовнушения и убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно растет самопринятие, адекватна самооценка.

Социальная реабилитация. Используется метод коррекции через работу совместного действия. Под контролем наставника подросток вовлекается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, необходимости. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции или творческие студии.

Многие родители перекладывают ответственность за воспитание ребенка на «плечи» воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в учебные заведения с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями

Педагог не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной сложившийся личностью. Учебное заведение может только корректировать, а иногда и исправлять результаты уже сложившегося семейного воспитания. И все, что ребенок будет получать в учебном заведении, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.

Правильное взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону родителям прежде всего нужно изменить себя. Больше общайтесь с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его интересами и тогда можно избежать многих проблем.

Библиографический список:

Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для спо Г. В. Бороздина – М. :Юрайт 2016

Исаев Е. И Педагогическая психология. Учебник Е. И. Исаев. – М. : Юрайт 2015

Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. Б. Р. Мандель. - М. : Феникс 2015

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. – М. : Владос 2012

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ «Неделя психологии» в МБДОУ «Золотой ключик» с. ПокровскоеС 19 по 23 ноября в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы» Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель тренинга: Способствовать установлению и развитию отношений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы педагогической психологии
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 15:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД