Приложение МААМ

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Алла Богданова
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая разработка

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по развитию связной речи на занятиях

Богданова А. Б.

Учитель – логопед

МБДОУ «ЦРР - детский сад№1»

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Публикация «Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Развитие связной речи – это умение в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли. Умение рассказывать влияет самым положительным образом на самочувствие ребенка в детском саду, так как дети любят тех, кто интересно рассказывает.

Формирование речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня основывается на следующих положениях:

• распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;

• своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;

• учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

• учет закономерностей развития детской речи в норме;

• взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

• дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;

• единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;

• одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.

Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Чтобы сделать занятия интересными для детей, нужно тщательно подобрать учебно-дидактический материал. Исходя из того, что основным видом деятельности дошкольников является игра, то и все задания, предложенные детям, проводятся в игровой форме. Используемые упражнения способствуют развитию самостоятельности детей, сокращают малоэффективную механическую работу. К тому же, знания, полученные в ходе игр и упражнений, закрепляются и используются в свободной практической деятельности.

Большое внимание в процессе коррекционно-логопедической работы должно уделяться работе над словом, словосочетанием, и предложением, что является основой для дальнейшего развития у детей умения самостоятельно составлять рассказы и пересказывать тексты.

Для закрепления полученных навыков детям предлагаются ситуации, в которых они должны были подумать и подобрать именно то слово, которое подходит только к этой ситуации. Тем самым развивают у детей семантическую сторону речи

Содержание первого этапа логопедической работы направлено на расширение и активизацию словарного запаса детей.

Содержание второго этапа логопедической работы предусматривает составление двусоставного нераспространенного предложения, составление распространенных и сложных предложений, ответы на вопросы предложением.

Содержание третьего этапа логопедической работы включает в себя задания на составление пересказа с опорой на серию картинок, на сюжетную картинку, без опоры на наглядность; составление рассказов-описаний, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, а также творческие задания: продолжение незавершенного рассказа и на заданную тему.

I этап логопедической работы.

Цель: уточнение и обогащение словарного запаса детей по всем лексическим темам (в соответствии с программой детского сада).

В ходе логопедической работы использовались общепринятые дидактические игры и упражнения.

Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).

II этап логопедической работы

Цель: научить детей составлять грамматически правильно оформленные предложения.

1) Игра «Скажи, что делать»

Цель: учить детей составлять двусоставное предложение с глаголом в повелительном наклонении.

Ребенку предлагается назвать команды, которые можно отдавать собаке, например: «Мухтар, лежи».

2) Игра «Назови, что делает»

Цель: учить составлять двусоставное предложение с глаголом III лица, единственного числа, изъявительного наклонения.

Ребенок рассматривает картинки, разложенные на столе, и называет предмет и действие, которое он совершает. Например: «Дети играют».

3) Игра «Скажи, что нарисовано»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение.

Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение по сюжету, изображенному на ней, например: «Девочка пьет чай», «Мальчик покупает лимон.

4) Игра «Что видишь на картинке»

Цель: учить составлять распространенные предложения типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство места.

Материал: сюжетные картинки

- Коровы стоят в хлеву.

- Белка живет в дупле.

- Мальчик подходит к дому.

- Машина заезжает в гараж.

- Цветы стоят на подоконнике.

5) Игра «Ответь на вопрос»

Цель: учить составлять распространенное предложение типа подлежащее – сказуемое – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.

Ребенок отвечает на вопросы:

- Как светит солнце? – Солнце светит ярко.

- Как поют птицы?

- Черепаха как ползает?

- Заяц как бегает?

- Как сражаются солдаты?

6) Игра «Составь предложение по данным словам»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение.

Ребенку предлагаются слова, которые он должен преобразовать в предложение.

Материал:

- Играть, дети, весело.

- Светить, теплое, солнце.

- Медведь, мед, сладкий, любит.

- Под, ноги, скрепит, снег, белый.

- Перелетные, весна, птицы, прилетают.

- На, стоять, Вася, мост.

- В, птицы, небо, летать.

7) Игра «Ответь на вопрос полным предложением»

Цель: учить детей составлять распространенные предложения с однородными членами.

Материал:

- Что разносит почтальон?

- Чему учат в школе?

- Какие овощи растут на огороде?

- Какие птицы прилетают весной?

- Какая шерстка у кошки?

- Что ты делаешь в детском саду?

8) Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения.

Материал:

- На улице хорошая погода, и …

- Днем светит солнце, а ночью …

- Весной солнце светит ярко, но …

- За мной придет мама, и мы …

- Наступила весна, и …

9) Игра «Все наоборот»

Цель: Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а, потом.

Логопед заранее готовит и раскладывает необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, постельные принадлежности, посуду, одежду. Один ребенок – водящий по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

10)Игра «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку»

Цель: научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, куклы, машины. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал, например: «Я взял куклу, потому что она мне понравилась», «Я выбрал сачок, потому что хочу ловить бабочек».

11) Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения.

Материал:

- На улице тепло, потому что …

- Мы пойдем гулять, если …

- Я буду сильным и выносливым, если …

- Цветы погибнут, если …

- У нас есть музыкальный зал, где мы …

- В парке есть пруд, где …

- Осенью птицы улетают на юг, потому что …

- Зимой мы тепло одеваемся, чтобы …

- С деревьев падают листья, так как …

12) Игра «Почему так называется»

Цель: учить составлять сложные предложения и объяснять происхождение слова.

Материал:

- Хлебница – посуда, в которой хранят хлеб.

- Кофейник

- Конфетница

- Мыльница

- Салатница

- Чернильница

13) Игра «Придумай предложение»

Цель: учить детей придумывать распространенное предложение с данным словом.

Ребенку предлагается придумать предложение со словами: скоро; утром; вечером; медленно; громко; долго.

14) Игра «Составь предложение по картинке»

Цель: учить составлять распространенное предложение.

Материал: сюжетные картинки

- Мальчик переходит улицу.

- Пчелы собирают мед.

- Маляр красит дом.

- Часовщик чинит часы.

- Собака сидит около конуры.

- Ласточка летит в гнездо.

- Девочка сидит за столом и рисует.

15) Игра «Придумай предложение по картинкам»

Цель: учить детей составлять предложение по трем картинкам, связанным тематически.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и составить по ним предложение.

Материал: предметные картинки

- повар – кастрюля – суп

- варежки – зима – дети

- овощи – осень – огород

- ягоды – банки – мама

- карандаши – девочка – картина

- цветы – лейка – дежурные

III этап логопедической работы

Цель: учить детей пересказу, рассказыванию и составлению рассказов

Пересказ с опорой на серию картинок

Цель: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказывать короткий текст.

1) «Нашли ежа»

«Ребята пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. Дети положили ежа в шапку и понесли домой. Дома они напоили ежа молоком.»

а) Ответить на вопросы:

- Куда пошли ребята?

- Кого они нашли?

- Где ребята нашли ежа?

- Что дети сделали с ежиком?

- Чем они напоили ежа дома?

б) Логопед пересказывает текст, а ребенок вставляет слово или предложение.

в) Ребенок самостоятельно пересказывает текст

Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

Цель: учить детей пересказывать текст значительного объема, отвечать на вопросы точно и полно.

1) «Предвестники весны»

«Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

а) Ответить на вопросы:

- Какая была зима?

- Что наступает после зимы?

- Как греет солнышко весной?

- Кто прилетел?

- Кого увидели дети?

- Что они закричали?

б) Пересказать текст.

2) «Это я виноват»

«Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала ее. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперед и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

а) Ответить на вопросы:

- Где играли Маша и Паша?

- Кто они были друг другу?

- Зачем Маша полезла в шкаф?

- Что сказал Паша сестре?

- Послушалась Маша брата?

- Что случилось с банкой варенья?

- Кто пришел на шум?

- Что сказал Паша?

- Почему он взял вину на себя?

- Как поступил Паша?

- Кто был старше?

- Кто младше?

- Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же?

-Кто поступил как настоящий друг?

б) Пересказать текст по «цепочке» – один ребенок начинает, второй заканчивает.

3) «Про собаку»

«Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни с чем».

а) Ответить на вопросы:

- Кто шел через речку?

- Что несла собака в зубах?

- Кого она увидела в воде?

- Что подумала собака?

- Что она сделала?

- Что случилось с мясом?

- С чем осталась собака?

б) Пересказать текст.

Пересказ без опоры на наглядность.

Цель: учить детей отвечать на вопросы, пересказывать текс без опоры на наглядность.

1) «Дружок»

«Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку».

а) Ответить на вопросы:

- Кто пас стадо овец?

- Где пастух пас стадо?

- Что сделал пастух?

- Кто вышел из леса?

- Что сделал волк?

- Как звали собаку у пастуха?

- Как помог Дружок пастуху?

б) Пересказать текст.

2) «Запасливый еж»

«В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки и накалывал их на иголки. Ежик относи яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму».

а) Ответить на вопросы:

- Кто жил в лесу?

- Куда приходил еж ночью?

- Что он находил в саду?

- Что делал ежик с яблоками?

- Куда он относил яблоки?

- Что еж заготавливал?

б) Пересказать текст.

Составление рассказа-описания.

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о различных предметах.

1) «Опиши игрушку»

На столе разложены предметы: мячи (большие – маленькие, красные – синие, овощи (помидоры, огурцы, морковь, кубики (пластмассовые, деревянные, разного цвета и размера). Сначала ребенок по заданию выбирает только самые большие предметы и при этом говорит: «Это большой мяч, большой огурец, большой кубик». Далее ребенок выбирает большие красные предметы и, наконец, большие красные предметы круглой формы. Уточняется применение этих предметов.

Затем ребенок составляет рассказ-описание о мяче.

Например: «Это большой красный круглый мяч. Он резиновый. Мяч можно ловить, катать, бросать. С мячом играют в футбол, волейбол».

2) «Сравни животных»

Ребенку предлагается рассмотреть две картинки. На одной изображен заяц, на другой – кошка.

Ребенок рассматривает картинки и сравнивает, чем похожи и чем отличаются животные.

Далее ребенку предлагается рассказать о любом из этих животных, опираясь на план:

- Какое это животное: домашнее или дикое?

- Где живет?

- Внешний вид животного: шерсть, лапки, ушки, хвостик.

- Как передвигается?

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

1) «Незнайкин подарок»

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картин о Незнайке, разложить их по порядку. Затем задает вопросы по их содержанию:

1) Ответить на вопосы:

- Когда это было: зимой или летом?

- Что собрал Незнайка?

- Во что он собрал снежинки?

- Куда Незнайка понес снежинки?

- Кому Незнайка показал снежинки?

- Как было в комнате: тепло или холодно?

- Какой праздник приближался?

- Почему Дюймовочка засмеялась?

- Откуда в шапке взялась вода?

- Почему Незнайка расстроился?

- Что он хотел подарить Дюймовочке?

- Какие были снежинки?

2) Составить предложение по опорным словам:

- Незнайка – снежинки

- Снежинки – шапка

- Незнайка – Дюймовочка

- Шапка – вода

- Набрал – понес – показал

- Перевернул – вылил – расстроился

- Приготовилась - засмеялась

Далее ребенок самостоятельно составляет рассказ. В случаях затруднений логопед помогает.

Образец рассказа: «Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понес их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около елки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают».

2) «Страшный зверь»

Ребенок рассматривает серию сюжетных картинок, раскладывает их в правильной последовательности. Логопед задает вопросы по содержанию картинок.

1) Ответить на вопросы:

- Как мы назовем мальчика и девочку?

- Куда пошли Катя и Вова?

- За чем они пошли в лес?

- Что дети увидели в дупле?

- Где было дупло?

- Почему дети испугались?

- К кому дети побежали?

- Что дедушка нес на плече?

- Куда пошли Катя, Вова и дедушка?

- На кого нацелил ружье дедушка?

- Что он крикнул?

- Кто вышел из дупла?

- Почему Катя и Вова засмеялись?

2) Составить цепочки предложений по опорным словам:

- Дети отправились в лес. – Когда? – Зачем?

- Катя и Вова остановились. – Около чего? – Почему?

- Дети испугались. – Чего? – Почему?

- Дети побежали. – К кому? – Зачем? – С какими словами?

- Дедушка громко крикнул. – Что? – Кому?

- Вышел маленький котенок. – Откуда? – Куда?

Затем ребенок составляет связный рассказ. Логопед помогает в случае затруднений.

Образец рассказа: «Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дедушка. У дедушки было охотничье ружье. Дедушка никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дедушка выставил вперед ружье и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной… котенок. Катя и Вова рассмеялись, а дедушка сказал: «Ну и страшный зверь!»

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображенные на которой события – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.

1) «Друзья»

Логопед показывает сюжетную картину; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.

- Когда это было?

- Где это случилось?

- С кем играла девочка?

- Как мы назовем девочку и мальчиков?

- Кто забрал у Тани мяч?

- Хорошо поступил мальчик Витя?

- Почему заплакала Таня?

- С чем играл мальчик Андрей?

- Что он протянул Тане?

- Что сказал Андрей?

- Кто поступил как настоящий друг?

- Как поступил Андрюша?

- Кто поступил по-доброму?

- С кем девочка Таня будет дружить?

- Кому Таня даст свои игрушки?

Далее ребенок составляет рассказ по картине, а логопед помогает в случае необходимости.

Составление продолжения (окончания) рассказа.

Цель: учить детей придумывать продолжение рассказа, развивать фантазию.

1) «Заботливая сестра»

Логопед читает начало рассказа и предлагает ребенку придумать его продолжение:

«Однажды летом брат и сестра пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Сережа нашел всего два гриба…»

2) «Щенок Бимка»

Логопед предлагает ребенку придумать окончание рассказа:

«Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ежик. Тронул его Бимка лапой – колется. Вдруг увидел Бимка бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей…»

3) «Еж и заяц»

Ребенку предлагается придумать продолжение сказки про ежа и зайца.

«В одном лесу жили еж и заяц. Зайцу не нравился ежик, потому что он колючий. Зайчик все время спорил с ежом, что важнее: колючки или быстрые ноги. Однажды…»

Составление рассказа на заданную тему.

Цель: учить детей придумывать рассказ на заданную тему.

1) «Зимние развлечения»

Материал: предметные картинки с изображением снеговика, санок, лыж.

Логопед предлагает ребенку рассказать, во что он играет зимой на улице, какие знает спортивные зимние игры, виды спорта.

2) «В лесу»

Материал: предметные картинки – лес, волк, белка.

Логопед предлагает ребенку придумать рассказ о том, что может произойти с волком и белочкой.

Таким образом, успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Публикации по теме:

Работа по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Почему - то существует мнение, что пожары чаще всего возникают по вине детей. В этом году на территории нашего поселения не успевали тушить.

Исследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возрастаИсследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возраста Сегодня хочу поделиться опытом исследовательской работы по теме "Домашние муравьи. Друзья или враги?" С этим проектом мы на днях участвовали.

Коллаж «Безопасное лето!» Коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возрастаКоллаж «Безопасное лето!» Коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: создание условий для закрепления детьми, правил безопасного поведения в летнее время, формировать основы безопасного.

Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дороге»Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дороге» Ни от кого не секрет, что очень велик травматизм детей на дорогах. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины»Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины» Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Работа с родителями детей старшего дошкольного возраста. Материал для папки к 75-летию Победы в ВОВРабота с родителями детей старшего дошкольного возраста. Материал для папки к 75-летию Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Приближается 75-летие победы нашего великого народа в Великой Отечественной войне. Предлагаю Вам ширму для работы с родителями.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 13:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Алла Богданова (УИ 1962363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД