МААМ-картинки

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр (5 фото)

Ирина Морозова
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

«Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игр и упражнений».

Актуальность

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи носит системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, слоговая структура слова.

Публикация «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

А. Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б. М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Н. С. Жукова дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

З. Е. Агранович, С. Е. Большакова, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина, Т. А. Ткаченко, Л. С. Ванюкова и Н. С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Однако механизмы нарушений звукослоговой структуры у детей с речевыми нарушениями еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой

Цель - разработка эффективной системы коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игр и упражнений.

Задачи:

1. формирование пространственных представлений у детей с ОНР;

2. развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;

3. обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;

4. возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.

Исследования А. К. Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми с общим недоразвитием речи, показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

1) ударностью;

2) количеством слогов;

3) линейной последовательностью слогов;

4) моделью самого слога.

Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать классы слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушений слоговой структуры

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток). Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна, в его середине (“гуница” - гусеница, слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

б) Итерация - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

а) перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

б) перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

а) сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

б) вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации

Уподобление одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” -велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”).

Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, т. к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации. Соединение частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

- недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

- недостаточность артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

- сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

- несформированность ритмической и динамической организации движений;

По мнению многих авторов, базовым периодом для овладения слоговой структурой является период лепетной речи. В этом возрасте ребенок произносит звуки с разной интонацией, громкостью, длительностью. Именно это играет ведущую роль в освоении слогового состава. Затем ребенок учится воспроизводить ударные слоги в словах, добавляет рядом стоящие слоги.

После этого пытается воспроизвести контур слова и постепенно появляется возможность произносить все слово, передавать всю структуру. Завершается формирование данного направления к 3 годам. Дети к этому возрасту способны произносить слова любой структурной сложности.

На основе различных методик (Большакова С. Е., Бабина Г. В., Ткаченко Т. А., Четверушкина Н. С.) была выстроена система работы по формированию слоговой структуры, которую я разделила на 3 этапа.

1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова».

На этом этапе работа ведется по двум направлениям:

1) формирование временно-пространственных представлений,

2) формирование слухового восприятия и чувства ритма.

Эти направления работы служат основой и имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других языковых способностей. Поэтому важной задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма.

Приемы работы.

Для формирования ритмических способностей у детей используются специальные упражнения: упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и сложных ритмов («Хлопки», «Отстучи, как я», «Узнай ритм и запиши», «Сосчитай удары», «Молоточки», «Дождик» и др.); упражнения на построение ритмического ряда («Повтори за мной», «Дорожки», «Найди и исправь ошибку», «Коврики» и др.); упражнения на воспроизведение слого-ритмической структуры слова с использованием двигательных и зрительных опор («Слова-ритмы», «Длинное или короткое», «Домики» и др.).

Интересен опыт использования при работе над слоговой структурой слова приема выстраивания визуально-ритмических рядов (последовательного выкладывания предметов).

Визуально-ритмический ряд способствует:

развитию чувства ритма;

развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;

развитию мелкой моторики;

развитию фонематического слуха;

развитию артикуляционной моторики;

автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

коррекции слоговой структуры слова;

запуску речи;

развитию связной речи.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (один – один) и сложная (один – два, два – один; три – два, два – три и т. п.). Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно сделать заданную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя», а также переключать внимание с одного слога на другой.

После усвоения структуры 1:1 можно усложнять задания, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1. Составляя визуально-ритмический ряд, ребенок должен понимать, для чего он выполняет то или иное задание. Например, помоги собрать всех птиц в клетки, продолжи, сделай сам и т. п. Символические изображения, которые используются для игр, могут быть разнообразными. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.

Картинки и предметы можно подбирать с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы. Необходимо развивать понимание, что каждый элемент в ряду зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Фото №1 Коррекционная работа по преодолению нарушений

Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:

с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков, далее

на прямых слогах (ба, ма, на);

на обратных слогах (от, уп, ам);

на закрытых слогах (мак, кот, бух);

на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.

Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе.

Проговаривать сочетания однородных слогов можно с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па);

На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в следующей последовательности:

открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);

с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);

цепочки слогов (вна-вно-вну);

слоги со сменой позиции согласного (мно-нмо, нку-кну).

Все слоги и слова можно проговаривать с разной силой, интонацией, ударением.

Так же можно усложнить задание и наложить на ряд моторную пограмму (пр. кулак -ладонь)

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов. Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи на коррекционно-развивающих логопедических занятиях.

2. Основной этап «Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры слова».

При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, т. е. опираться на классы слов с различными типами слогов (Маркова А. К.). Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.

1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата.

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто.

3 класс – односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман.

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка.

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет, теленок, патефон.

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк.

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова: лифт, зонт.

13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка

14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов: паутина черепаха.

Проговаривание слов доступного слогового класса

При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.

Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.

Приемы работы.

Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях.

Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры:

«Закончи слово»: ру. (ка) – рука, му. (ха) – муха.

«Один-много»: кошка – кошки, утка – утки.

«Чего не стало?»: помидора, лимона.

«Назови ласково»: панама-панамка, малина-малинка.

«Узнай по описанию»: круглый, красный – (помидор).

«Что лишнее?»: майка, кофта, чашка.

«Раздели на слоги»: ко-ро-ва, па-на-ма.

«Что запомнил?»: назвать предметы с наглядной опорой и без нее.

«Закончи предложение»: После весны наступает (лето).

3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов различной

слоговой структуры».

На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности.

Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.

Приемы работы.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения.

Заучивание чистоговорок: Са-са-са - на носу оса.

«Скажи наоборот»: старая панама – новая панама.

«Составь предложение» (по картине).

«Исправь ошибку»: Катя ужалила осу.

«Профессии»: Доктор лечит людей.

«Что ты делаешь?»: Я поливаю цветы.

«Что забыл нарисовать художник?»

Вся работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется последовательно, начиная с первого этапа. Задания включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия.

Таким образом, на занятиях с дошкольниками осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой структуры слова. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности.

Игры и упражнения используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

Фото №2 Слоговая структура речи слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игр и упражнений

- Слоговые линейки.

- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).

- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)

- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)

- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т. д.).

Фото №3 Актуальность С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями причем нарушение речи носит системный характер Фото №4 При общем недоразвитии речи речь страдает как целостная система нарушаются все ее компоненты фонетико фонематическая сторона лексика грамматический строй слоговая структура слова

- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

• «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса).

• «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

• Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Результаты

Работа по формированию слоговой структуры слова позволила:

- изучить особенности формирования данного направления речи у

дошкольников;

- построить поэтапную, последовательную работу с учетом предпосылок развития слоговой структуры;

- оценить особенности усвоения детьми слов различной слоговой структуры;

- научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности;

- определить задачи дальнейшей работы;

- сократить количество детей с низким уровнем развития слоговой структуры

слова на 15-20 %, увеличить число детей с возрастной нормой развития на 15-20 %.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Лгопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова. – С-Пб. : Детство – Пресс, 2001г.

2. Бабина Г. В., СафонкинаН. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи;

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. : ТЦ Сфера, 2015;

4. Большакова Г. В. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. – М. : Просвещение, 1996г.

5. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948г.

6. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006;

7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия, Изд. ЛИТУР, 2003г.

8. Крупенчук О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова».-СПб. :Изд. дом «Литера», 2014.

9. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Левиной Р. Е. – М., 1961г.

10. Нищева Н. В. Совершенствование навыков анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб. : Детство-Пресс, 2017.

11. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Изд. «Гном и Д», 2001г.

12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – С – Пб. : Детство-Пресс, 1998г.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Опубликовано: 26 августа 2021 в 11:08
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД