МААМ-картинки

Педагогическая система работы «Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть II

Юлия Торопова
Педагогическая система работы «Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть II
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Содержание работы

Над темой «Сказка – как средство развития связной речи у детей 4-5 лет (средний возраст)» я работаю на протяжении трех лет. Опираясь на труды отечественных ученых, таких как: В. В. Гербова, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Е. И. Тихеева, А. И. Леушина, А. М. Бородич, Е. А. Флерина и проведя первичную диагностику, пришла к выводу о необходимости усиления работы в данном направлении для того, чтобы дети смогли бы сформировать необходимые практические навыки связной речи.

Публикация «Педагогическая система работы „Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет“, Часть II» размещена в разделах

В начале своей работы проанализировала психолого-педагогическую литературу, затем подобрала диагностические методики для исследования уровня развития связной речи и подготовила необходимый диагностический материал для проведения обследования (предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы).

Диагностика проводилась с октября 2012 года по апрель 2013 года. В ней принимали участие 24 ребенка средней группы, в возрасте 4-5 лет.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Для исследования были выбраны методики при помощи, которых проводилось изучение словаря детей, использования видов предложений, употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, определялся уровень развития речи и влияние обучения рассказыванию по картинкам на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста (приложение 1).

Исследование проводилось индивидуально. Данные о результатах диагностики заносились в специальную таблицу. Далее полученные результаты были сведены в общий мониторинг. Из результатов диагностики можно сделать следующий вывод: высокий уровень составил 9,7%; средний уровень составил 48,6% и низкий уровень 41,7%.

Результаты анализа изучения словаря детей в начале работы показали, что правильно называют предметы все дети, а вызывает затруднение выделение частей предмета; свойства предметов дети знают лучше. Знания детей по названию предмета, их частей и свойств можно считать примерно одинаковыми.

У детей возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Это умение сформировано на низком уровне. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи

Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа так же оказалось на низком уровне.

Дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Наибольшую трудность представляют для детей задания, когда нужно образовывать названия детенышей животного от другого корня, например: курица - цыпленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, с этим заданием справляются не все дети.

В дальнейшей работе планирую углубленное использование сказок для обучения детей применению в речи имен существительных в родительном падеже, единственного и множественного числа.

Проведя исследование, можно сделать вывод, что проблема развития речи одна из главных в плане формирования личности ребенка. Важнейшими задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического и синтаксического строя речи. В целом в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами, которые прерываются паузами. Отмечается у детей неумение грамматически правильно оформить предложения, высказывания, что говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию связной речи.

Таким образом, диагностика проведена в запланированном объёме и показала, что необходимо продолжать работу по дальнейшему развитию у детей 4-5-ти лет связной речи при помощи сказок.

Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, и после проведения обследования была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи, где средством её развития была выбрана сказка. Данный этап проводился с ноября 2012 года по март 2013 года. В нём участвовали все дети средней группы.

Для повышения эффективности работы в группе была создана творческая речевая зона «А Б В Г Д – йка» : маски, настольный театр, дидактические картинки для самостоятельного составления рассказов, книги, иллюстрации картин известных художников, игрушки изготовленные руками детей и воспитателя, различный материал для изготовления поделок, книжек-малышек. Материал, содержащийся в речевом уголке, соответствует возрасту детей группы и направлен на развитие речевых и психических функций; оборудование речевого уголка обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством воспитателя.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что сказка :

• учит детей сравнивать, сопоставлять;

• формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

• ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

• упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Именно поэтому работа с детьми проводилась с использованием сказок.

Проанализировав календарно-тематический план в средней группе, выяснила, что чтение художественной литературы с использованием сказок проводится 1 раз в неделю, что недостаточно для развития связной речи детей, приобщения их к русскому народному творчеству, народным традициям, которые необходимо прививать уже в раннем и дошкольном возрасте.

На этом этапе работы был составлен тематический план занятий по развитию связной речи дошкольников на основе сказочных сюжетов (приложение 2).

Всего было проведено 24 занятия образовательной деятельности, которые организовались в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли собой работу по блокам, в которых детям предлагается определенная сказка, рассматриваемая на протяжении 4-х занятий и предполагающая различные формы деятельности с данным произведением. После этого приступали к сюжету другой сказки. На завершающих четырех занятиях дети, используя умения, которыми овладели во время проведенной работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая система работы «Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть II
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая система работы «Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть II» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Торопова (УИ 46818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД