Папки-передвижки

Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»

Юлия Торопова
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Публикация «Педагогическая система работы „Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)“» размещена в разделах

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.

Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир сказочных вещей, овощей, животных, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и других удивительных героев авторских сказок.

Но, ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным, ярким. И вот он уже переживает за любимых сказочных героев. Вместе с Иваном-царевичем мчится на сером волке за пером жар-птицы, ищет смерть Кащея Бессмертного, побеждает Чудо-Юдо и злодейку бабу Ягу, всегда заранее зная, что все в сказке закончится хорошо. А их число не уменьшается, а наоборот пополняется новыми именами. К ребенку приходят удивительно легко запоминаясь, поэтические сказочные строки и образы А. С. Пушкина, оставаясь всегда в душе русского человека: «Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…»

Можно привести бесконечное множество примеров чудесных превращений и историй, в которых всегда добро побеждает зло. ЭТО ЧУДО И ЕСТЬ СКАЗКА. Человеку свойственно верить в чудеса и ждать их в любом возрасте. В душе мы все – «взрослые дети», поэтому вместе с классиком можем сказать: «Что за прелесть, эти сказки!». Ценность их ни с чем не сравнима и не соизмерима.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире; сказки позволяют ребенку развиваться этически нравственно. В древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.

Ю. А. Лебедев пишет, что сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Исключительна роль сказки в развитии и становлении личности ребёнка. Сказочный мир пробуждает и развивает воображение ребёнка, помогает восприятию объектов природы на равных, наделяет детей чувствами, мышлением, желаниями.

В каждой семье есть сказки, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Но проблема в том, что, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Решая задачи развития связной речи, нужно акцентировать внимание на развитие общих познавательных способностей детей: учить наблюдать, строить предположения, объяснять причины и следствия событий и т. д. Это возможно при использовании в воспитательном процессе фольклорного материала.

Таким образом, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, и, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.

Все вышесказанное послужило основанием выбора темы педагогической системы работы «Сказка – как средство развития связной речи у детей 4-5 лет».

Цель: формировать связную речь детей 4-5 лет при помощи сказки.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме системы работы.

2. Составить тематический план работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста при помощи сказки и апробировать серию занятий.

3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию связной речи при помощи сказки у детей 4-5 лет.

Гипотеза: формирование связной речи при помощи сказки у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным если:

• будет разработан план работы по формированию связной речи при помощи сказки у детей среднего дошкольного возраста;

• будет апробирована серия занятий по формированию связной речи при помощи сказки у детей среднего дошкольного возраста;

• занятия будут проводиться систематически.

Методы и приемы:

• исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование;

• практические методы: упражнение, обыгрывание различных ситуаций, моделирование;

• наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;

• игровые методы: дидактическая игра, игровые упражнения, воображаемая ситуация;

• словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц;

• графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки;

• метод проблемного обучения.

Принципы:

• принцип интегративности обучения – приобщение к миру искусства, литературы, народной культуры;

• принцип поощрения любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет у детей веру в свои силы, формирует положительное отношение к итогу своей деятельности;

• принцип привлекательности для детей процесса образовательной и другой творческой деятельности. Результаты тесным образом связанны с включенностью ребенка в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором;

• принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному;

• принцип эмоциональности развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быстро и приятно. Если ребенок берется за книгу без настроения, без желания, как за тяжкий, обременительный, безрадостный труд, то ожидать от него высокой эффективности невозможно;

Формы проведения:

нетрадиционная форма – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую жизненную ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Новизна педагогической системы:

творческим девизом для ребенка становится в своей основе здоровая, конструктивная идея: все в этой жизни можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага современного человека.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Торопова (УИ 46818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД