Папки-передвижки

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Марина Фадеева
Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

«Ничто не является более тягостным для мудрого человека

и ничто не доставляет ему большего беспокойства,

чем необходимость тратить на пустяки и

бесполезные вещи больше времени,

чем они того заслуживают»

Платон

Введение

Актуальность

Публикация «Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях. Именно чувство времени помогает человеку быть собранным, организованным, исполнительным, рациональным.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения программы и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развито чувство времени.

Значимость технологии

Проблемой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги, как Т. Д. Рихтерман, Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л. М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О. Е. Дрень, А. Ф. Яфальян и другие.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самостоятельно ориентироваться во времени : определять, измерять, правильно обозначать в своей речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от временного интервала для выполнения поставленной задачи.

Время, в силу своей неосязаемости, воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Потому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которые можно измерить и определить по деятельности из опыта жизни самого ребенка.

Наблюдая за детьми подготовительной группы, заметила, что они путают такие временные понятия как сегодня, вчера, завтра. В свою очередь взрослые дают неправильное понятие «1 минута», «3 минуты», «5 минут». В реплике: «Через пять минут мы будем собираться» дети приобретают интервал не в 5 минут, а 10-15 минут, а то и до 1 часа, так как обозначенный временной интервал не соблюдается взрослым.

Для более углубленного изучения развития чувства времени у детей подготовительной группы, было проведено обследование, с помощью которого было определено, насколько развито у детей умение чувствовать временные интервалы, планировать свою деятельность на это время и заканчивать ее вовремя без контроля по часам. Обследование проводилось по методике А. Ф. Яфальян и О. Е. Дрень (Приложение № 1).

При анализе и оценке полученных данных, с учетом наблюдения за детьми в ходе выполнения заданий было установлено, что у детей несформированно умение чувствовать временные интервалы, планировать свою деятельность на это время и заканчивать ее вовремя без контроля по часам (Приложение 1,2).

Обследование детей еще раз подтвердило актуальность проблемы и привело к необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию чувства времени. Поэтому мною была разработана педагогическая технология «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».

Цель технологии : развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут.

2. Научить измерять время с помощью часов (песочных, механических).

3. Обеспечить переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности.

4. Научить выполнять предложенную работу в указанный срок.

5. Научить регулировать темп своей деятельности в соответствии с предложенным промежутком времени.

Для реализации поставленных задач, необходимо использовать все виды организованной и самостоятельной деятельности детей, также и режимные моменты, в которых будут создаваться специальные ситуации с фиксацией внимания детей на :

длительности различных жизненно важных временных интервалов;

процессах измерения и оценивания временных промежутков;

показе, что можно успеть сделать за эти отрезки времени;

умении рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Этапы формирования чувства времени :

1. Формирование знания временных эталонов. Чтобы определить и измерить время, ребенка необходимо познакомить с мерами времени на часах (песочных, механических, секундомере).

2. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенного отрезка времени. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что можно успеть сделать за тот или иной промежуток времени. В дальнейшем это послужит основой для формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать тот объем работы, который будет реально выполнить в отведенное для него время.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать данное умение.

4. Применение умения оценивать длительность временных интервалов в быту, на занятиях, в играх в детском саду и дома.

Для успешной реализации технологии по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста были определены три направления работы, тесно взаимосвязанные между собой:

1. Работа с детьми.

2. Взаимосвязь со специалистами дошкольного учреждения. Вокруг ребенка должна создаваться образовательная среда, соблюдение единства требований к работе в данном направлении.

3. Работа с родителями. Очень важно использование подхода активного включения родителей во взаимодействие с педагогами и детьми. В работе с родителями следует использовать все формы: анкетирование, родительские собрания, консультации индивидуальные и групповые, беседы, совместные праздники, наглядно-текстовую информацию по развитию чувства времени у ребенка, обсуждение хода и результатов работы, проведение практикума по обучению родителей (см. Приложение 3).

Заключение

Систематическая планомерная работа по данной технологии активно развивает у детей дошкольного возраста чувство времени. Дети учатся понимать время не как предмет, изображающий цифры, а как невидимое, текучее явление, которое помогает им планировать свою деятельность и достигать результат. Ребята стали осознавать его ценность, появилась потребность использовать время в качестве ориентира в деятельности. Дети учатся устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовать временные отрезки в окружающем мире и соотносить их со своим внутренним чувством времени.

Список литературы:

1. Москвин В. А. Попович В. В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5.

2. Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.

3. Немировская М. А. Развитие чувства времени : психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.

4. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб, 2005.

5. Нурутдинова А. Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А. Р. Нурутдинова. Педагогика – 2006 - №10 – С. 87-93.

6. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.- 47 с.

7. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.

8. Тарабанова Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

9. Яфальян А. Ф., Дрень О. Е. Развитие у детей чувства времени : Учебно-методическое пособие. – Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. – 99с.

Приложение 1

Диагностика оценки развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста (по методике А. Ф. Яфальян и О. Е. Дрень).

Перед проведением первого и второго заданий познакомила детей с прибором, которым можно измерять время – песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого были даны задания.

Задание 1. «Нарисуй картинку»

Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.

Критерии оценки:

1. Выполнение инструкции.

2. Завершенность рисунка.

Задание 2. «Танец листьев»

Детям предлагается в течение одной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.

Критерии оценки:

1. Выполнение инструкции.

2. Эстетика танца (плавность, гармоничность).

Задание 3. Игра «Всему свое время»

Детям были предложены вопросы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпаются?», «В какое время суток бывает темно, «В какое время года холодно, «Когда птицы улетают на юг?», «Когда птицы возвращаются домой?», «В какое время года дети идут в школу?», «В какое время года отмечаем праздник «Новый год»?».

Критерии оценки:

1. Правильность ответов.

Оценка:

Высокий уровень – 8 правильных ответов.

Средний уровень – 6 правильных ответов.

Низкий уровень – 5 правильных ответов.

Приложение 2

Сравнительные результаты диагностики

Компоненты

периоды Задание 1

(%/чел) Контроль времени по часам Задание 2 (%/чел) Контроль времени без часов Задание 3

(%/чел) Контроль времени в бытовых ситуациях Общая оценка развития чувства времени

(%/чел)

Начало работы Конец работы Начало работы Конец работы Начало работы Конец работы Начало периода Конец периода

Уровнив % высокий 0 50% / 10 0 50%/10 0 50% / 10 0 50% / 10

средний 15%/3 50% / 10 15%/3 50%/10 40%/8 50% / 10 23%/5 50% / 10

низкий 85%/17 0 85%/17 0 60%/12 0 77%/15 0

Участвовало 20 детей подготовительной к школе группы.

Приложение 3

Логика занятий

Первое занятие

Задачи:

1. Познакомить детей с длительностью 1 минуты.

2. Учить умению контролировать время по песочным часам.

План занятия:

1. Знакомство с 1 секундой

2. Знакомство с 1 минутой с помощью секундомера.

3. Знакомство с песочными часами.

4. Поисковый вопрос: «Что можно сделать за одну секунду?»

«Что можно сделать за 1 минуту?»

Второе занятие

Задачи:

1. Учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности.

2. Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять заданное вовремя.

План занятия:

Выполнение 3-х заданий:

1. «Выложи узор». Необходимо выложить любой узор из счетных палочек в течение 1 минуты. Когда песок весь пересыплется, нужно закончить работу, убрать руки.

2. «Разложи палочки Кюизенера по порядку». Инструкция та же.

3. «Убрать палочки». Убрать палочки в коробку одной рукой в течение 1 минуты.

Третье занятие

Задачи:

1. Познакомить детей с длительностью 1 минуты.

2. Учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности.

3. Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять заданное вовремя.

Четвертое и пятое занятия

Увеличиваем количество заданий за 1 минуту.

Шестое и седьмое занятия (убрать часы из поля зрения детей).

Задачи:

1. Учить оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте.

2. Формировать чувство удовлетворения от умения точно определять время своей деятельности.

На восьмом занятии знакомим с интервалом в 3 минуты (методика работы аналогична с занятиями по ознакомлению с интервалом в 1 минуту).

На пятнадцатом занятии знакомим с интервалом в 5 минут (методика работы аналогична с занятиями по ознакомлению с интервалом в 1 минуту)

На двадцать втором занятии знакомим с интервалом в 10 минут (методика работы аналогична с занятиями по ознакомлению с интервалом в 1 минуту)

Примерные задания:

1. «Нарисуй палочки, отступая клетку»

2. «Нарезывание бумаги на полоски»

3. «Вырежи круги из квадратов»

4. «Раздели круги на 4 части»

5. «Одень-раздень куклу»

6. «Выложи узор из геометрических фигур»

7. «Надень – сними теплую одежду»

8. «Полить растения»

9. «Разложить столовые приборы» и т. д.

Задания для временных интервалов соответствуют заданиям текущего конкретного занятия.

Приложение 4

Выборочные части занятий по ФЭМП

Занятие 1.

Программные задачи:

• Познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала.

• Учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности.

• Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.

Дидактический материал: секундомер на столе у воспитателя, песочные часы 1-минутные, песочные часы по количеству детей (3-х минутные).

Ход занятия:

- Ребята, вы уже знаете, сколько длится 1 минута. Минута – это 60 секунд. Вы знаете. Что можно успеть сделать за 1 минуту. Как вы думаете, что больше 1 минута или 3 минуты?

- Да, 3 минуты больше, чем 1 минута. З минуты – 1 минута, еще 1 минута, и еще 1 минута. 3 раза по 1 минуте.

Задание:

показать 3 минуты на песочных 1-минутных часах (3 раза перевернуть);

показать 3 минуты на песочных 3-х минутных часах;

показать 3 минуты на секундомере (стрелка 3 раза обойдет круг).

- Как вы думаете, что можно успеть сделать за 3 минуты?

Посмотрим, что мы успеем сделать за 3 минуты.

Задание 1.

Из листа бумаги сложить лодочку за 3 минуты. Следить за песочными часами и закончить с окончанием 3-х минут.

Задание 2.

Рисовать круги по строчкам на листе бумаги в клетку в течение 3 минут. Следить за песочными часами и вовремя закончить. Оценить своевременность окончания работы. Сосчитать, сколько строчек кругов вы успели нарисовать за 3 минуты.

Задание 3.

Рисовать кто, что захочет 3 минуты. Следить за песочными часами и закончить вовремя. Оценить своевременность окончания работы. Рассказать, кто что успел нарисовать за 3 минуты.

Задание 4. Закрепить во время одевания на прогулку.

В раздевалке в течение 3-х минут одеваться, следя за временем по песочным часам. Рассказать, кто сколько вещей успел надеть за 3 минуты. Сравнить с тем, что успевали надеть за 1 минуту.

Занятие 2.

Программные задачи:

• Учить детей оценивать длительность своей работы.

• Закрепить знание длительности 3-минутного интервала, сравнить длительность 1-минутного и 3-х минутного интервала.

• Формировать у детей чувство удовлетворения от умения точно оценить временной интервал.

Дидактический материал: 1-минутные и 3-х минутные песочные часы (воспитателю, 2 листа чистой бумаги, лист бумаги в клетку и карандаш (на каждого ребенка).

Ход занятия:

- У меня песочные часы. Дети, посмотрите и сами определите, за сколько времени в них пересыплется весь песок? (перевернуть часы). Сколько времени прошло? (1 минута).

А эти песочные часы на 3 минуты. Сколько раз я должна перевернуть одноминутные часы? Давайте проверим.

Что мы успевали сделать за 3 минуты на прошлом занятии? (сложить лодочку, нарисовать 2 строчки кругов, слепить два небольших предмета, нарисовать) Сейчас вы будете делать тоже самое за 3 минуты, но только без часов. Сами вы закончите работу, когда вам покажется, что 3 минуты закончились. А я проверю и скажу, кто смог сам определить точно время.

Задание 1.

Посидеть 3 минуты. Когда покажется, что 3 минуты прошли – поднять руку.

Задание 2.

За 3 минуты сложить из бумаги лодочку.

Задание 3.

Рисовать на листе бумаги в клетку круги 3 минуты.

Задание 4.

В раздевалке 3 минуты одеваться и самим прекратить это делать, когда закончатся 3 минуты. Рассказать, что успели надеть за 3 минуты.

Занятие 3.

Программные задачи:

• Учить правильно выбирать объём работы, соответственно указанному (3 минуты).

• Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать деятельность по времени.

Материал: песочные часы, куклы, листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами для вырезания, ножницы.

Ход занятия:

-дети, сегодня на занятии вы сами будете выбирать такое дело, которое можно успеть сделать за 3 минуты. Посмотрим, кто правильно сумеет выбрать работу, которую можно сделать за 3 минуты.

Задание 1.

На каком из этих листов можно успеть за 3 минуты вырезать все фигуры? Выберите лист и выполните задание за 3 минуты. Оценить правильность выбора, отметить, почему успел или не успел.

Задание 2.

Сколько вещей можно успеть надеть на куклу за 3 минуты. Проверить. Действие и время.

Задание 3.

Предложить дежурным детям определить, сколько столов они успеют подготовить к рисованию за 3 минуты, затем сделать это. Остальные проверяют.

Публикации по теме:

Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста. Детское экспериментирование как педагогическая технология «Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста: Детское экспериментирование как педагогическая технология»Воспитатель МБДОУ.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Ориентировка во времени и на плоскости» Задачи. Образовательные: закрепить представления о признаках и последовательности времён года; учить ориентироваться на плоскости формировать.

Квест для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие во времени» Квест для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие во времени» Автор: Л. М. Мяснянкина, педагог-психолог МАДОУ №44 «Рябинушка» г. Химки.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Овчинникова В. П. МБДОУ № 10 «Умка» г. Шадринск Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста» Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова) Работа выполнена.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения.

Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. (СЛАЙД) Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июня 2019 в 21:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД