Папки-передвижки

Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога

Наталия Бурханова
Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Бурханова Н. С.

МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога

Современное общество переживает сложный период в духовно–нравственной сфере. Утрата основных ценностей и преемственности поколений приводит к возникновению духовного кризиса. Задачи воспитания молодого поколения и его нравственного развития на сегодняшний день являются приоритетными для образования.

Публикация «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога» размещена в разделах

Проблемы толерантности в начале XXI века приобрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутригосударственных конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признания права другого на инаковость. Также толерантность является ведущей характеристикой личности педагога, ведь необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, каким он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Понятия о педагогической толерантности, ее уровни и функции

Несмотря на то, что проблема толерантности в России достаточно молода, тем не менее ее формированию, прежде всего у представителей подрастающего поколения, уделено значительное внимание со стороны исследователей и педагогов. Правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Формирование установок телерантностного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности. В качестве основных сфер правления толерантности чаще всего рассматривают религию, образ жизни, национальность, политику, отношения между социальными группами и др. в последнее время, толерантность исследуется в качестве педагогической категории, характеризующей определенные качества педагога : как личности и как специалиста. Обусловлено это тем, что интолерантная личность просто не сможет создать условия для формирования толерантности у своих воспитанников.

Сущность толерантность педагога исследователи трактуют по– разному:

– терпимое отношение к участникам образовательного процесса (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова, Н. А. Морева и др.);

– психическая устойчивость (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова и др.);

– способность к диалогической форме межличностных отношений (Г. В. Безюлева, В. С. Чернявская, Г. М. Шеламова и др.);

– наличие установки на проявление толерантных форм взаимодействия с другими людьми (Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова и др.);

– способность и готовность к сотрудничеству с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально–психологических особенностей (Г. В. Безюлева, М. А. Перепелицына, О. Г. Шаврина, Г. М. Шеламова и др.).

Педагогическая толерантность как профессиональное качество означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражать в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами. Другими словами, педагогическая толерантность – это умение никогда не показывать, что кто–то вам не нравится или вы кого–то не любите. Она проявляется в терпении, сочувствии, принятии, доверии, уважении, отсутствии неприязни, доброте, сдержанности, внимательности, отсутствии бестактности и т. п. Важным при это является понимание того, что проявление толерантности как профессионального качества педагога не является чем–то ситуативным, это рабочая атмосфера. Ее границы охватывают не только иное отношение к миру или иные точки зрения, но в том числе распространяются и на внешний вид учащихся, и поведение, что действительно иногда требует от педагога не просто принятия, а принятия без осуждения.

Толерантность в педагогике имеет два аспекта :

– терпимость педагога к детям;

– воспитание у обучающихся навыков толерантности поведения.

Успешность в решении этих задач четко проявляется при непосредственном общении педагога и ребенка, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения детьми материала, та и на профессиональную удовлетворенность педагога своей практической деятельностью.

Анализируя особенности толерантности педагогов в образовательном процессе исследователи определяют несколько видов толерантности педагога :

- наличие социальной толерантности позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со всеми участками образовательного процесса;

- сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость педагога к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной деятельности.

Ю. П. Поваренков предлагает выделять в социальной толерантности структурные компоненты: динамические и операциональные. Динамическая сторона толерантности определяется содержанием мотивационной сферы педагога (готовность принять ребенка таким, каков он есть, системой его ценностей, интересов, убеждений и социальных установок. Операциональную основу социальной толерантности составляют конкретные знания, умения и способности (знания о психологических особенностях людей, способность общаться с различными людьми, способность контролировать процесс общения и др.).

Следовательно, под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию своей личности, личности ребенка и их родителей; как качество личности; как норма поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики.

Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное обращение.

Степень выраженности проявления толерантности может быть представлена несколькими уровнями:

- низки – индивид признает возможность альтернативы, однако уверен в ее ошибочности, придерживается собственных представлений и отказывается критически оценивать себя;

- средний – индивид стремится к оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, проявляет готовность к диалогу;

- высокий – индивид открыт для всего многообразия мнений, обладает значительными ценностями представлениями, знаниями, умениями, навыками критического анализа, стремится к диалогу, следует нормам этики, признает возможность своей ошибки.

Кроме того, исследователи достаточно часто оперируют такими терминами, как интолерантность (несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность) и сверхтолерантность. В первом случае индивид проявляет открытую враждебность по отношению в окружающим, не желает учитывать мнение остальных, держится обособленно, отказывается идти на уступки. Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

«Авторитарный синдром» - одно из типичных проявлений комплекса интолерантности. Здесь и нежелание аргументировать свое поведение, и нежелание вникать в аргументы других как стиль поведения личности. Здесь же и неспособность к самоанализу, когда в ходе любого неудачного дела индивид приписывает себе положительность своего замысла, а все отрицательное относит к неблагоприятным обстоятельствам и чьему-либо злому умыслу.

Вторая ситуация является также негативной: индивид проявляет пассивность, отстраненность от окружающих, не скрывает своего безразличия к ним, отказывается выразить свое мнение, избегает взаимодействий.

Сфера образования является одной из самых консервативных: педагогу все еще достаточно тяжело принять то, что он не является единственным источником знаний. В такой ситуации педагогическая толерантность выступает как способ адаптации к современным условиям, связанным не только с постоянно увеличивающимся информационным пространством, но и повышением интереса, актуализацией внимания к правам человека, ребенка и т. п.

Сфера образования является одной из самых консервативных: педагогу все еще достаточно тяжело принять то, что он не является единственным источником знаний. В такой ситуации педагогическая толерантность выступает как способ адаптации к современным условиям, связанным не только с постоянно увеличивающимся информационным пространством, но и повышением интереса, актуализацией внимания к правам человека, ребенка и т. д.

Педагогическая толерантность в своем проявлении позволяет организовать то образовательное и воспитательное пространство, в рамках которого будут созданы условия для конструктивного взаимодействия педагога и ребенка, педагога и педагога, педагога и администрации; личный пример педагога, который строит взаимоотношения на основе понимания, уважения, принятия – одним из лучших методов формирования толерантности у детей. Кроме того, педагогическая толерантность позволяет рассматривать ребенка не как средство, объект, а именно как главную ценность. Подобные принципы пропагандируются сторонниками гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества.

Любое явление имеет свои границы и педагогическая толерантность – не исключение, но ее границы вещь достаточно спорная. Некоторые исследователи пытаются их определить, манипулируя понятиями терпение и терпимость, делая упор все же на терпение. Педагогическая толерантность находится в тесной взаимосвязи с профессионально важными качествами личности педагога, такими как альтруизм, наличие смысла жизни, восприятие и понимание неопределенности, фрустрация, адекватная самооценка, психологическая устойчивость, способность к рефлексии, креативность. Нельзя рассматривать каждое профессионально важное качество личности субъекта образования, составляющее переменную, так как упускается из вида эффект их совместного действия. Важен характер взаимосвязей между данными качествами.

Важно, чтобы педагог в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности :

- все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение;

- педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

- оценочная деятельность должна способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

- процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Соблюдение данных принципов позволит реализовать переход от субъект-объективных отношений к субъект-объект-субъективным.

Реализация двух основных функций – воспитания и обучения – требует от современного педагога следующих личностных качеств :

- тактичность, эмпатия, терпеливость, терпимости в отношении с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то защищать;

- понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

- умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом обществе.

Педагогика толерантности представляет определенные требования к личности педагога, а именно: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т. е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.

Педагогика толерантности основывается на изменении отношения к ребенку. Личность может быть воспитана только личностью. К. Роджерс выделяет личностные установки, которые педагог реализует по отношению к учащимся:

- искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений;

- активное слушание и эмпатия чувств и состояний детей;

- выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого ребенка как личности.

Формированию педагогической толерантности и формированию толерантной личности ребенка способствует педагогика сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. На страницах периодических изданий, а также в своих книгах С. Соловейчик обращал внимание на особенности педагогического общения, в основе которых – любовь, снимание и терпение к ребенку.

В ценностной ориентации педагога сотрудничества выделяются три личностные установки педагога :

- принятие ребенка, коллегами такими, какой он есть;

- эмпатическое понимание другого;

- установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса.

Установка на принятие ребенка таким, какой он есть является условием прямого обращения педагога к своему обучающемуся, открытого диалога с ним, действительной помощи ребенку в становлении его как личности.

Личностная установка на эмпатическое понимание другого является противоположной оценочной. В основе оценочной установки лежит схематичный образ, формирующийся в сознании педагога в ходе взаимоотношений с обучающимися и другими педагогами. При эмпатическом понимании педагогу необходимо уметь сопереживать, т. е. переживать те же эмоциональные состояния, что испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствовать – переживать собственные эмоциональные состояния в связи с чувствами партнера по взаимодействию. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности.

Установка на открытое и доверительное обращения с субъектами образовательного процесса возникает благодаря способности педагога отойти от стереотипного воспитания не столько детей, коллег, сколько себя, своего статуса.

Выделение данных личностных установок во взаимодействии субъектов образовательного процесса позволяет утверждать, что методологическим принципом понимания общения в педагогике сотрудничества выступает педагогическая толерантность.

Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости. С необходимостью преодолевать стереотипности мышления для достижения толерантности появляется установка на проявление эмпатии. Такая необходимость возникает в связи с требованием воспринимать партнера по взаимодействию к его актуальном состоянии на данный момент, а не с учетом его прежних ошибок, в результате чего у человека складывается стереотип восприятия личности и ее поведения.

Педагогика сотрудничества предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью. Ведущая роль по взаимодействию между педагогом и обучающимся должна принадлежать педагогу, ему необходимо проявлять активную педагогическую позицию, личностную заинтересованность в партнерстве.

Библиография

1. Бондырев С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему. -М. : изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -240 с.

2. Введение в педагогическую толерантность : уч. пособ. для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006. -80 с.

3. Карманова Ж. А., Шкутина Л. А., Маженова Р. Б., Конхашева У. М. Толернтность – профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. -2013. -№10-1. –С. 33-35

4. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Т. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. –М. : Прометей, 1991. -112 с

5. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. статей по материалам XXI межд. науч. -практ. конф.

6. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов. -2013. –Вып. 21. -251с

7. Рожкова М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. -2003. -192 с

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть первая).Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть первая). В начале декабря в нашем детском саду стартовал конкурс педагогического мастерства "Педагогическая документация - лицо педагога". Единственной.

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть вторая)Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть вторая) Следующей номинацией нашего конкурса педагогического мастерства "Педагогическая документация - лицо педагога" была "Документация специалиста.

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

НОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группеНОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группе НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Толерантность»Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Забота — великое качество!Забота — великое качество! Что такое забота?Это, конечно же интересоваться жизнью и судьбой кого нибудь, конечно же переживать и участвовать в жизни и судьбе интересующего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога
Опубликовано: 16 мая 2020 в 08:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бурханова (УИ 1971411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД