МААМ-картинки

Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Майя Варфоломеева
Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

Публикация «Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Ни для кого не секрет, что система дошкольного образования остается фактически «бесполой». Это бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывающий разные нормы подвижности у мальчиков и девочек, «общая» предметно - игровая среда. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, что относится как к педагогическим кадрам, так и к семейной феминизации. 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8 - 12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. Он решает важную проблему не только индивидуального развития, но и гендерной идентификации и самореализации личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь, это связано с тем, что в программно - методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности детей. В результате содержание воспитания и образования ориентируется прежде всего на обще возрастные и психологические особенности дошкольников, а не на гендерные особенности мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

в физическом развитии и социальном поведении;

в интеллектуальных и визуально - пространственных способностях и уровне достижений;

в проявлении агрессии и многом другом.

Дошкольное детство - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Гендерное воспитание заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учётом гендерной идентичности. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, учитывая различия в психике мальчиков и девочек. Анализ практики обнаруживает противоречия: с одной стороны, педагоги понимают необходимость учёта в педагогическом процессе поло - ролевых особенностей мальчиков и девочек, но с другой стороны, они не располагают эффективными технологиями осуществления гендерного подхода по их воспитанию.

Очень важно, чтобы современный педагог в работе с детьми дошкольного возраста обладал знаниями и навыками в различных направлениях работы: в области системы работы по социально - личностному развитию, гендерному воспитанию, познавательно - речевому развитию, методах управления познавательной деятельностью, области знаний по проектированию технологии развивающего обучения.

В детских садах воспитание детей рассчитано на девочек, да и воспитывают - женщины. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут: у них другой тип мозга и другой тип мышления.

Сопровождая игровую деятельность детей, педагог должен использовать прямые и косвенные приёмы руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъектов социальных отношений в игровой деятельности, создавать условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Не стоит забывать, что мальчики более возбудимы, нетерпеливы, раздражительны, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе, агрессивны, чаще воспринимают негативную информации, они кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, и в тоже время быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода играм и занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Гендерный подход к играм старших дошкольников связан с общим процессом полоролевого воспитания. В этом плане представляет интерес позиция Татаринцевой Н. Е, которая предложила основные принципы построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста :

Принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы:

- с учётом половозрастных;

- индивидуально - типологических особенностей участников воспитательного процесса;

- этнических и региональных культурно - исторических условий;

-социально - экономических и социально-психологических условий.

Принцип целостности в воспитании полоролевого поведения. Этот принцип предполагает понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания.

Принцип непрерывности (преемственности) : полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным процессом, который начинается в раннем возрасте.

Принцип культуросообразности - ориентировка на мир образцов (культуру) общества.

Принцип интегративности - возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания и его реализацию в разных видах деятельности.

Полоролевой толерантности.

Единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней и внутренней.

Самореализации личности мальчика (девочки).

Содержание полоролевого воспитания, по мнению Татаринцевой Н. Е., направлено на удовлетворение потребности ребёнка в познании себя как представителя определённого пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации внутреннего мира.

Важным условием эффективного гендерного воспитания мальчиков и девочек является профессионально - педагогическая готовность педагогов к данной деятельности, что связано с их гендерной компетентностью.

Компетентность педагогов в области гендерного подхода включает :

знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации девочек мальчиков;

умениями организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации;

навыками структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умениями согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка.

«Компетентность педагога - это не только знания, но и умение успешно работать с детьми». (Т. И. Шамова).

Это «совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе» (Л. И. Панарин).

Чтобы вызвать интерес педагогов к проблеме гендерного воспитания, важно повысить компетентность, познакомить их с особенностями поведения мальчиков и девочек, вооружить современными методами формирования основ гендерной культуры.

Особого внимания педагогов требуют проблемы, связанные с организацией гендерно - ориентированной предметно - развивающей среды в ДОУ.

Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества (Полякова М. Н.).

Развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно - развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

По исследованиям Солнцевой О. В. игра старшего дошкольника постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой; действия ребёнка начинают в большей мере зависеть от замысла, которым он мотивирует преобразование предметно - игровой среды. Старшие дошкольники становятся менее зависимыми от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны. Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Харчевникова А. Н. считает, что совместное построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию взаимоотношений детей обоего пола, развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять социальные интересы и поведение. Такая среда позволяет мальчикам и девочкам овладевать полоролевыми ценностями, вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии, реализации сюжета.

Гендерное воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель.

Сущность гендерной социализации дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребенка в социум, формируются особенности характера и стиль поведения девочек и мальчиков. В половой социализации - большое значение играет воспитание. В процессе своего развития ребенок общается со взрослыми и сверстниками. У ребенка развивается так называемая эмоциональная причастность к взрослым людям и детям своего и противоположного пола. Среда сверстников закрепляет поло - ролевые стереотипы мужественности и женственности.

Проблема гендерного воспитания сегодня привлекает огромное количество исследователей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, так как современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это фундаментальные биосоциокультурные ее характеристики. Изучение гендерного воспитания детей имеет не только теоретическое, но огромное практическое значение для таких сфер, как семья, различные воспитательные организации - детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.

Необходимость использования гендерного подхода в воспитании детей подчёркивают многие учёные (В. Е. Каган, В. С. Мухина, Н. Е. Татаринцева, И. С. Клёцина). Психологические исследования показывают, что девочки и мальчики по - разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении и в корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

По исследованиям Абраменковой В. В. [1] было выявлено, что:

у девочек более выражена ориентация на мнение взрослого, мальчики же в значительной степени ориентируются на мнение и оценку сверстников;

девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей степени склонны проявлять гуманное отношение к сверстницам, чем мальчики. Девочек больше заботит собственное благополучие, а мальчиков - благополучие товарищей;

девочки показывают более высокий уровень социальной ответственности и гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

В исследовании Т. П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость и адаптация к новым условиям.

По данным Т. П. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная.

У мальчиков превалирует абстрактное, «несловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями. Что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять.

Девочек интересует человек и его окружающая среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Девочки ценят уют и предпочитают порядок в вещах.

В результате анализа психолого - педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

Таким образом, первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п.

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком - то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Анализ показывает, что особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры девочек на семейно - бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка. Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.

Публикации по теме:

Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию.Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ   практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия осуществления гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 3 марта 2013 в 20:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД