Получи документы

Педагогический очерк «Человек-творец»

Рузанна Аванесян
Педагогический очерк «Человек-творец»

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Публикация «Педагогический очерк „Человек-творец“» размещена в разделах

Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Как точно в каждой строчке написана судьба педагога. Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих воспитанников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т. е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога! Педагог- по сути своей Человек -ТВОРЕЦ!

«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и

• способность быстро анализировать ситуацию,

• находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

• умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,

• оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

Деятельность педагога, само собой, регулируется строгим регламентом, призванным обеспечить наилучшее качество образования для детей. Но хорош только тот педагог, который в рамках регламента творит настоящее искусство преподавания.

Понятие стандарта в педагогической деятельности нередко воспринимается отрицательно, как набор каких-то шаблонов, ограничений, сухих правил. Тогда как стандарт, по своей сути, это эталон, образец – наилучший пример результата действий педагога.

В творческой среде, где имеют место отношения заказчик-исполнитель, говорят, что худший заказ – тот, в котором вовсе нет рамок или указаний. Чем большее равнодушие заказчик имеет к результату, тем больше ошибок в процессе сделает исполнитель. Та же ситуация складывается в образовании: сухие нормы и правила жизненно необходимы, чтобы педагог мог творить не во вред детям. Это подобно металлическому каркасу, который поддерживает вьющиеся цветы. Каркас непривлекателен, но без него не вышло бы задуманной формы. Ровно, как и образование без творчества педагога являет собой всего лишь скупой каркас знаний, за который не цепляется глаз, которому не радуется душа.

Деятельность педагога представляет собой тесно сплетенные автоматизм и импровизацию. Лица воспитанников меняются, программа остается прежней, и даже если стороннему наблюдателю покажется, что педагог вовлечен в процесс, внутри, возможно, он давно уже не горит тем, о чем рассказывает. Педагоги всегда находятся в группе риска, эмоциональное выгорание – страшная беда для воспитателя. Спасти от него способно творчество.

Работа педагогаэто постоянная жизнь в борьбе: за детские сердца, против невежества, за собственную живую душу – эти слова могут звучать чрезмерно возвышенными, но обесценивание труда воспитателя, как раз таки и ведет к так называемому "burn-out", выгоранию. Творчество – способ сохранить себя и найти общий язык с детьми, по-настоящему донести до них знания, зажечь в них искру.

Творческие способности педагога проявляются в его ежедневном взаимодействии с воспитанниками, в его оценке конфликтных ситуаций и разрешении их с пользой для всех участников, в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Тогда, как в большинстве случаев творческая деятельность предполагает создание нового, в случае педагога, результатом должно стать изменение личности ребенка в лучшую сторону – раскрытие его способностей, повышение морали и позитивной мотивации. Подобно скульптору личности, педагог не только насыщает учащихся знаниями, но и совершенствует их, помогает найти себя, утвердиться в обществе, в самореализации. Поэтому его ответственность перед детьми столь велика, а каждый шаг должен быть продуман и тщательно взвешен.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Воспитатель в системе дошкольного воспитания является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.

Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют его «душе лениться». Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т. п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность.

Воспитатель детского сада – это человек для ребенка, воплощающий собой мир взрослых. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников.

Источниками творчества воспитателя могут быть:

а) анализ воспитательно-образовательного процесса;

б) изучение опыта коллег;

в) чтение научной литературы;

г) картотека научных фактов, высказываний;

д) вопросы детей, которые воспитатель записывает и анализирует;

е) общение с коллегами, друзьями, детьми;

ж) система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.

Условия для творчества воспитателя:

а) нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, творческого поиска каждого воспитателя);

б) стимулирование к нестандартным решениям (организация конкурсов, проведение дней и недель творчества в детском саду, организация методических выставок и т. д.);

в) научная организация труда;

г) обогащение общей культуры, кругозора, информированности;

д) наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

е) материальная обеспеченность, материальная база;

ж) свобода критики, проведение творческих дискуссий;

з) использование потребности воспитателя в самовыражении и самоутверждении;

и) влияние личности руководителя ГДОУ (рационализация управленческого труда).

Результаты исследований учёных доказали, что каждый человек уникален и генетически неповторим. Но почему-то заметнее эта неповторимость именно в детях.

Однако замечено, что по мере взросления многие дети становятся похожими в своих суждениях и творчестве на других. Они словно стремятся жить по принципу «быть как все». И лишь очень немногим удаётся сохранить и развить свою творческую индивидуальность. Таланты нужно культивировать, подобно тому, как хороший садовник ухаживает за плодовым деревом. Развивая способности ребёнка, можно превратить их в таланты. Но, не замечая талантов, можно потерять и способности. Чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т. д.

Пожалуй, важнейшим фактором в воспитании творческой личности, является свобода. Свобода выбора, свобода полета фантазии. Кто сказал, что манку нельзя смешать с красками и потом рисовать? Кто сказал, что первая сшитая ребенком кукла должна быть правильной формы? Кто сказал, что черный цвет в рисунке – это признак агрессии и повод задуматься над психической устойчивостью ребенка?

Так что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

И именно таким должен быть современный педагог, чтобы воспитать всесторонне развитую гармоничную и творческую личность.

Публикации по теме:

«По волне моей памяти». Очерк-воспоминание о прошедшем празднике«По волне моей памяти». Очерк-воспоминание о прошедшем празднике Главный праздник нынешнего года позади. Остались в воспоминаниях слёзы ветеранов, волнение тех, кто не мог спокойно слушать "Священную войну".

Фото очерк «Блюда выходного дня моей семьи — плов, дымляма, бешбармак и манты»Фото очерк «Блюда выходного дня моей семьи — плов, дымляма, бешбармак и манты» Суббота и воскресенье, для моей семьи — это идеальные дни для вкусных семейных завтраков, обедов и ужинов. Именно в один из выходных дней.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Человек-творец красоты и добра» с детьми 4–5 классаКонспект беседы по патриотическому воспитанию «Человек-творец красоты и добра» с детьми 4–5 класса Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Очерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центреОчерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центре Цель: Знакомство детей с космическим миром и людьми,побывавшими там. Способствовать развитию познавательных интересов у детей. Пополнить.

Очерк о всероссийских акциях ко Дню защитника ОтечестваОчерк о всероссийских акциях ко Дню защитника Отечества Очерк о всероссийских акциях ко Дню защитника Отечества. Наш детский сад принял участие во всероссийских акциях ко Дню защитника Отечества.

Очерк «Письмо прадедушке на фронт» Здравствуй, дорогой мой прадедушка Яковлев Алексей Иванович! Пишет тебе письмо с далёкого 2020 года воспитатель детей дошкольного возраста.

Очерк «Радость нашего дома»Очерк «Радость нашего дома» Вот уже несколько лет я храню книгу «Радость нашего дома», переданную мне моей мамой, Ждановой (Крузиной) Валентиной Евгеньевной. Когда.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Эссе «Я — счастливый человек!» Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек А значит, повезло ему по праву. А значит, он счастливый человек..

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический очерк «Человек-творец»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 01:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД