Папки-передвижки

Система работы воспитателя по формированию безопасности у детей дошкольного возраста

Наталья Порватова
Система работы воспитателя по формированию безопасности у детей дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предоставляю вам свой педагогический опыт на тему «Система работы воспитателя по формированию безопасности у детей дошкольного возраста».

Мы все знаем, что наш век– это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами людей, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё это перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Публикация «Система работы воспитателя по формированию безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо:

-дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

- научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

-развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности. Поэтому цель моей работы-дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализую путем решения нескольких задач: (вы их видите на экране)

1. Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;

2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;

3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;

5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения;

6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

Свою работу с детьми начала с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

В группе созданы «Уголки безопасности», в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. В своей работе использую компьютерные презентации по теме безопасности, дидактические игры, просмотр обучающих мультфильмов,рассматривание иллюстраций,. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы, выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы: «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!». Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы», практические занятия «Учимся правильно вырезать», «Заправляем иголку ниткой». И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста» я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Вместе с детьми и родителями ежегодно принимаем участие в областных конкурсах художественного творчества на противопожарную тему «Пожарная безопасность глазами детей» и занимаем призовые места.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной переходу. Принимали участие в проведении акции «Дорога и дети», где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.

Не менее важным средством является художественная литература. Она является одновременно источником знаний и источником чувств. Мною были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачё ва дети запоминают очень быстро: «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе…» В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения: «Если кто -то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва поскорей звони «02».

Мы знаем, что самый эффективный вид деятельности дошкольного возраста является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе я использую словесно- наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Настольно – печатные: «Знаешь ли ты?», «Четвёртый лишний» и т. д.

Дидактические: «Азбука безопасности», «Азбука здоровья», «Добрые и плохие поступки», «Дорожные знаки» и т. д.

Сюжетно-ролевые: «Юные пожарные»,

Словесно-наглядные: «Как избежать неприятностей» и т. д.

Театрализованные игры: Развлечение по ОБЖ «Один дома»,

Подвижные игры: «Спички в коробочке», «Храбрые пожарные» и т. д.

Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность Отражение, которое построено на работе воображения, своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.

Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, протереть пыль, постирать кукольное бельё. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок становится более уверенным в использовании предметов нужных для различного рода труда.

Образовательная деятельность важна для познания социального мира, обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Применение компьютерной техники, интерактивных досок позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала, даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

В своей работе широко использую проектную деятельность. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Мною были реализованы такие проекты «Огонь друг- огонь враг»; «Соблюдай правила дорожного движения». В рамках проектов были проведены тематические развлечения.

Так же в своей работе использую организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.). Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Проделанная работа дала положительный результат. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь! Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в моей работе

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы воспитателя по формированию безопасности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2020 в 19:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД