Селезнева Альбина Фархуллаевна
Система работы воспитателя по составлению календарного плана
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере одной недели.
Тема берётся из комплексно - тематического плана.
Вопрос к аудитории: «Скажите мне, а в каком виде вы пишите планы? (в тетрадях, заполняют таблицы вручную, на компьютере)».
Какой вид написания плана, на ваш взгляд, более удобен? Почему?
Комментарий: Согласна с вами, компьютерная форма более эстетична, понятно всё, что написано, какие то формы можно копировать, легко вносить изменения.
Публикация «Система работы воспитателя по составлению календарного плана» размещена в разделах
Наши воспитатели тоже считают, что компьютерная форма написания плана наиболее целесообразна и удобна.
Слайд 2 Вопрос: Давайте вспомним, какие материалы нам нужны для написания плана?
Комментарий: Обобщим все ваши ответы
• Календарно-тематический план
• Расписание непосредственно образовательной деятельности
• Циклограмма видов деятельности в режимных моментах
• Методички к занятиям по образовательным областям
• Разнообразные картотеки
У нас весь материал имеется в электронном виде.
Слайд 3 Перейдём к составлению календарного плана. В плане, который составляют воспитатели нашего детского сада, оформляется титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. воспитателей группы, даты начала и окончания.
Слайд 4 Список воспитанников, сведения о родителях представлены в виде таблицы.
Слайд 5 Перспективный план работы с родителями на год.
Слайд 6 Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Слайд 7 В план вкладывается комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Слайд 8 Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю: разработанная творческой группой нашего детского сада, где указываются проводимые мероприятия, режимные моменты в день без описания цели, методов проведения, задач и т. д.
Слайд 9 В то же время содержание циклограмм не ставит педагогов в жесткие рамки соблюдения именно такого наполнения режимных моментов. Педагогам дается возможность варьировать, дополнять, изменять «набор» форм работы с детьми в различные режимные моменты исходя из педагогической целесообразности, придерживаясь при этом общих правил составления календарного плана.
Слайд 10 Ну а сейчас перейдём к самому главному. Предлагаю вашему вниманию таблицу календарного планирования, созданную творческой группой нашего детского сада.
Планирование должно отражать три стороны педагогической работы:
1. Организованное обучение (система фронтальной или подгрупповой непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой и сеткой занятий).
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
Слайд 11 Наш детский сад «Улыбка» работает по основной образовательной программе дошкольного образования, которая составлена с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» и парциальных программ. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца.
Комплексно- тематическое планирование позволяет реализовать деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Слайд 12 Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоения большого объема информации, осмысления связи между предметами и явлениями. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
Слайд 13 Например: тема недели «Солнце – источник света и тепла».
Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, применяя приемы личностно-ориентированного подхода.
В нашей группе, в старшем возрасте в начале недели дети погружаются в тему во время беседы с педагогом.
И на этот раз дети задавали разнообразные вопросы про Солнце: какое расстояние до солнца? На сколько оно горячее? И пришли к выводу, что это можно узнать через энциклопедии, интернет, просмотров презентаций, проведении опытов.
Один мальчик предложил сходить в библиотеку, и эта идея всем детям очень понравилась. Пришли к единому мнению: провести итоговое мероприятие развлечение в библиотеке «Здравствуй, Солнце».
А так как мы тесно сотрудничаем с библиотекой, обещала детям договориться с сотрудниками библиотеки.
Таким образом, погружая детей в тему недели мы обучаем их планированию.
Слайд 14 Перейдём к таблице.
Заполняю таблицу плана на понедельник Мне легче за основу брать занятия.
Поэтому я сначала набираю темы занятий в соответствии с расписанием непосредственно-образовательной деятельности. Затем уже вокруг них продумываю мероприятия в режимных моментах, опираясь на предложения детей.
Слайд15 Помогает методическое пособие Развивающие занятия с детьми 5-6 лет под редакцией Парамоновой.
В конспекте занятия указана предварительная работа. Это может быть что-то единовременное (беседа, или чтение худ. произв.) накануне, а может в течение двух – трёх дней (наблюдение или ёщё что-то).
Например: Понедельник Познание окружающего мира «Нагревание – охлаждение" Предварительная работа: Наблюдение за солнечными лучами.
Эту беседу можно запланировать в утренний отрезок времени, поэтому вписываю её в утро.
Слайд 16 Далее, используя циклограмму, вписываю все формы работы по режимным моментам, подбирая из картотек соответствующие теме недели мероприятия.
Например, в циклограмме идёт индивидуальная работа по развитию речи.
Вопрос: Как вы считаете: с кем и с какой целью будем проводить её?
Комментарий: Правильно:
Самостоятельную деятельность детей планирую исходя из их знаний, умений и навыков с учётом схемы развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского:
сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Поэтому задачи в любом виде деятельности должны идти примерно так: сначала учить
Продолжать учить, (вопрос к аудитории: «Дальше что?», закреплять, продолжать закреплять, совершенствовать, развивать умения и т. д.
Таким образом, мы обучаем детей планированию самостоятельной деятельности, готовим их к учебной деятельности.
Слайд17 В календарном плане обязательно фиксируется и подробно освещается проведение прогулки.
Необходимо помнить, что прогулка состоит из нескольких частей:
На прогулке через интеграцию образовательных областей реализуется системно-деятельностный подход. Игра является ведущим видом деятельности для детей.
При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Слайд 18 Циклограмма на вечерние отрезки времени составлена таким образом, чтобы при планировании можно было учесть все предшествующие виды деятельности в течение дня и не перегружать календарный план однообразными формами работы с детьми.
Невозможно всю работу спланировать именно по теме недели, поэтому вписываем ту, что нужно.
Слайд 19 Всё содержание предметно-пространственной среды оформляется по теме недели, так чтобы дети самостоятельно могли поставить цель, подобрать необходимые материалы или оборудование и организовать свою деятельность. Роль воспитателя на данном этапе – проводник, помощник, тьютер.
Слайд 20 Родитель такой же участник образовательного процесса, как воспитатель и дети. В начале тематической недели родителей знакомим с предстоящими задачами и мероприятиями для их решения, привлекаем к участию. В конце каждого дня родителей информируем об итогах образовательной деятельности в группе
Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса
Слайд 21 Изучение каждой темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием должно заканчиваться итоговым мероприятием, в результате которой должен получиться продукт. Проведение итогового мероприятия позволяет детям систематизировать полученные знания, делать выводы и обобщения. Каждый ребенок видит результат собственной деятельности.
Слайд 22 Итак, коллеги. Мы поделились с вами своими наработками, они помогают получить следующие результаты: (экран)
Таким образом, планирование позволяет использовать интегративный подход. Интегрированное обучение дошкольников способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.