Педагогический проект «Бумажные истории»

Вера Крутина
Педагогический проект «Бумажные истории»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 34» ДО «Крепыш»

Педагогический проект для детей старшей группы

на тему:

«Бумага своими руками – решение экологической проблемы»

Подготовили:

воспитатели МБОУ «ЦО № 34»

ДО «Крепыш»

Крутина Вера Владимировна

Зараева Нина Васильевна

2016

Тула

Актуальность проекта:

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля и небо чистым быть.

А землю эту, не щадя, терзал за веком век,

И брал всё только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать природную среду.

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что земле приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты, разумный человек!

А. Андриянов.

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей и задала вопрос: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу, «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага Эти вопросы остались без ответа. Чтобы найти все ответы, было решено помочь детям: в интересной и увлекательной форме рассказать о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека познание всей глубины и разнообразия окружающего мира, невозможно сформировать не потребительское, а созидательное отношение.

Бумага – предмет знакомый дошкольникам, каждый день они с ним сталкиваются. Это доступный и универсальный материал, который так доступен детям. Они работают с ним, не задумываясь о свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека, о необходимости рационального использования бумаги в целях предотвращения экологических проблем, о которых мы все чаще слышим от специалистов.

Тетради, книги, салфетки, рекламные листовки, упаковка для всевозможных товаров – все это сделано из бумаги.

В своем проекте мы хотим познакомить детей с историей возникновения бумаги, как ее изготавливали наши древние предки и каков уровень современных технологий изготовления бумаги.

Очень скоро в нашем мире может возникнуть экологическая проблема. Ведь деревья, не восстанавливаются с такой же скоростью, с какой мы не задумываясь, тратим бумагу для своих нужд. Поэтому сегодня очень актуальна проблема вторичной переработки бумажного сырья.

Бумага своими руками. Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом мы задались в своей работе. Знакомя детей с научной и художественной литературой по данной теме, занимаясь с детьми опытно – экспериментальной работой были изучены различные способы изготовления бумаги в домашних условиях.

Цель проекта: Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей об экологических проблемах в нашей стране.

2. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

3. Познакомить с технологиями производства бумаги в прошлом и в настоящем;

4. Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;

5. Научиться применять вторичное сырьё в декоративно – прикладном творчестве;

6. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе совместной деятельности;

7. Пополнить предметную среду группы (зону экспериментирования) новыми образцами бумаги;

8. Организовать сотрудничество с родителями; оказывать родителям содействие в развитии познавательных процессов у детей.

В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Тип проекта:

• По доминирующей в процессе деятельности – познавательный, социальный, творческий.

• По времени – краткосрочный (16.09.2016. - 30.09.2016.)

• По характеру контактов – в рамках ДОУ.

• По характеру участия детей в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, старший воспитатель, педагог – психолог.

Ресурсы:

Материально – технические: Слайды «Из чего и как делают бумагу (презентация); альбом, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, бумага для принтеров, кофе, чай, молоко (для состаривания бумаги, пена для бритья, краска акриловая, фотоаппарат, проигрыватель дисков, компьютер. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и подготовки к НОД.

Учебно – методические: Научная литература: Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках: «Как появилась бумага, «Из чего делают книги?»», А. Ликум «Все обо всем: «Кто изобрел бумагу»». Стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги», С. Маршак «Чистый лист» А. Симоненкова «Город Оригами», Н. А Колесова «Простой листок бумаги»

Наглядные пособия: сюжетные картинки по теме «Бумажные истории», информационная папка «Волшебница бумага», презентация «Из чего и как делают бумагу

Методические пособия:

1. Аким, Э. Л. Обработка бумаги текст. /Э. Л. Аким. -М., 1979.

2. Бумага своими руками _ Страна Мастеров. mht

3. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов / Г. Веччионе. – М., 2004.

4. Фляте, Д. М. Свойства бумаги текст. /Д. М. Фляте. – 2-е изд., М., 1986.

5. hobby-books.blogspot.com

6. jorigami.narod.ru

7. www.maam.ru

8. nsportal.ru

9. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников».

10. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины».

11. Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге».

12. А. И. Шапико «Секреты знакомых предметов. Бумага».

13. Энциклопедия «Вопросы и ответы».

14. http://allforchildren.ru/why/how45.php

Формы работы над проектом: НОД, беседы с детьми, конструирование из бумаги, художественное творчество, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, фото, работа с родителями с целью создания лэпбука «Волшебный мир оригами»

Продукты проекта для педагогов, детей и родителей:

Для педагогов – Презентация «Из чего и как делают бумагу на педсовете

Выступление на семинаре «Работа с экологическими проектами»

Для детей: – Презентация «Из чего и как делают бумагу, выставка работ, выполненных из бумаги. Использование бумаги в декоративно – прикладном творчестве.

Для родителей: Участие в создании альбома «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».

Ожидаемые результаты:

В отношении детей:

1. Дети осознанно поняли экологическую проблему о необходимости вторичной переработки бумаги.

2. Расширены и систематизированы знания об истории возникновения бумаги, способах ее переработки, использовании в декоративно – прикладном творчестве.

3. Сформировано бережное отношение к природным ресурсам, желание сохранять и приумножать природные богатства родного края.

4. Усвоен алгоритм создания проекта, сформировано умение представлять творческий продукт коллективной, индивидуальной деятельности.

Педагогов:

1. Пополнена методическая копилка ДОУ.

2. Повышение профессиональной компетенции педагога при реализации проекта (работа с электронными ресурсами, презентация проекта для педагогов дошкольных отделений, активизирована работа с родителями).

3. Обогащение методических приемов, средств и форм работы с детьми и родителями по ознакомлению с историей создания бумажного производства в России и за ее пределами, в вопросах ознакомления с методами и приемами создания декоративной бумаги.

Родителей:

1. Повышение качества работы с родителями в вопросах экологического воспитания детей дома,

2. Активная позиция семьи по решению вопросов вторичной переработки бумаги.

Этапы реализации проекта:

1. Накопительный

Воспитатели С детьми С родителями

1. Выбор темы, определение целей и задач,

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т. п.);

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.

1. Уточнение представлений детей о бумаге, о важности переработки бумажных отходов.

2. Постановка экологической проблемы: «С какими проблемами сталкивается современное общество?», «Как мы можем помочь в решении экологических проблем?», «Какие способы переработки бумаги вы знаете

3. Рассматривание картинок на экологическую тематику.

4. Беседы.

5. Чтение х/л и научной литературы 1. Выявить мнение родителей о важности для ребёнка экологической проблемы «Вторичная переработка бумаги».

2. Рассматривание вопросов ознакомления детей с этапами возникновения бумажного производства.

4. Оказание помощи в подборе материала для лэпбука.

2. Практический

Воспитатели С детьми С родителями

1. Оформление папки «Волшебница бумага».

2. Презентация проекта на педсовете, семинаре.

3. Проведение мастер – класса с педагогами ДОУ «Изготовление бумаги» Проведение бесед, НОД, экспериментирования, работа с иллюстрациями, творческая деятельность. 1. Оформление уголка для родителей «Искусство оригами»

2. Консультация для родителей «Как мы можем помочь планете?»

3. Социологический опрос для родителей на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с ФГОС в четырех образовательных областях:

Познавательное развитие: НОД беседа на тему «Вторичное использование бумаги»; (опытно – экспериментальная работа) на тему: «Виды бумаги и ее назначение»; «Исследование свойств бумаги»

Художественно – эстетическое развитие:

Конструктивно – модельная деятельность «Подарок для друга своими руками», «Цветы осени»; аппликация с использованием обрезков журналов в технике контурной мозаики «Осенний лист»

Беседы с детьми о бумаге, ее свойствах и разновидностях, о бережном отношении к природным ресурсам.

Дидактические игры «Сделай сам», «Бывает, не бывает»

Речевое развитие:

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Бумажные истории», чтение художественной и научной литературы, заучивание стихотворений.

Пальчиковая игра «Осень».

Японская пальчиковая гимнастика с карандашом.

Социально – коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра «Магазин сувениров и подарков», «Едем отдыхать на природу».

Совместная деятельность воспитателя и детей в течение дня по изучению свойств бумаги, технологий изготовления бумаги в домашних условиях, помощь воспитателю в подготовке опытов с бумагой

Целевая прогулка «Прогулка к дереву»

Продолжение работы по вторичному использованию бумаги в домашних условиях совместно с родителями.

3. Заключительный

Воспитатели С детьми С родителями

1. Оформление выставки детских работ «Подарок для друга своими руками»,

2. Обмен опытом на педсовете, презентация реализации проекта.

Проведение мастер-класса.

3. Выступление на семинаре по защите экологического проекта «Бумага своими руками – решение экологической проблемы». Организация и проведение опытов с бумагой, изготовление бумаги своими руками в домашних условиях, изготовление декоративной бумаги различными способами.

1. Оформление лэпбука «Волшебный мир оригами»

2. Альбом «Вторая жизнь бумаги. Способы переработки бумажных отходов».

3. Благодарственные письма за активное участие, помощь в реализации проекта, работе с детьми.

Связь со специалистами:

Старший воспитатель – проводит консультации, дает методические рекомендации для воспитателей, обеспечение материально – техническими и учебно – методическими ресурсами.

Результативность проекта:

У нас получилась необычная бумага, которая может быть использована в декоративно – прикладном творчестве, как детьми, так и взрослыми. А еще, с нашей помощью были спасены несколько деревьев от вырубки. Тем самым, мы помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. Потому что в природе все взаимосвязано: бумагу делают из деревьев, деревья являются жильём, источником жизни для человека, животных, насекомых и птиц.

Вывод: данный проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о значении бумаги в жизни человека, разнообразии, и свойствах. Дети, благодаря самостоятельному использованию действий экспериментального характера, получили много новой информации о свойствах бумаги. Проект способствует активному участию каждого ребенка и родителя в решении экологических проблем.

Перспектива развития проекта:

1. Разработка интерактивного НОД на тему «Букет для милой мамочки к 8 Марта» для детей старшей группы с использованием интерактивной доски.

2. Создание презентации «Книга своими руками» (о технологии изготовления книги в домашних условиях совместно с родителями дошкольников)

Публикации по теме:

«Бумажные истории» или возможности бумаги в оформлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ«Бумажные истории» или возможности бумаги в оформлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Бумага это доступный, легкий в обращении, пластичный материал. Она может стать помощницей в оформлении РППС сада. Чаще всего изделия из.

Бумажные цветы в технике оригами «Тюльпаны»Бумажные цветы в технике оригами «Тюльпаны» К 8 Марта я решила помочь, украсить музыкальный зал, своей творческой работай. Я и мои воспитанники (помогая мне) сделали целую корзину тюльпанов.

Бумажные шары Трискеле мастер-классБумажные шары Трискеле мастер-класс Приветствую всех гостей моей странички. Представляю для вас мастер- класс по изготовлению бумажных шаров Триселе. Поделки очень просты.

Фотоотчет выставки кружка «Бумажные фантазии» 2Фотоотчет выставки кружка «Бумажные фантазии» 2 Уважаемые коллеги вот и подходит к концу учебный год. Дети наши заметно подросли за год. Стали ответственнее, умнее. Многому научились за прошедший.

Креативные бумажные платья (фотоотчёт)Креативные бумажные платья (фотоотчёт) Совсем недавно неожиданно для себя открыла интерес и способности изготовления бумажных платьев. Дело в том, что шить я совсем не умею, ну.

Мастер-класс «Бумажные нарциссы»Мастер-класс «Бумажные нарциссы» Вам понадобится: белая, желтая, оранжевая тонированная бумага, карандаш, линейка, ножницы, зубочистка, клей ПВА. Из белой или желтой бумаги.

Проект «История моей семьи в истории страны!»Проект «История моей семьи в истории страны!» Здравствуйте! Меня зовут Филитов Тимофей, мне 6 лет, я хожу в детский садик "Теремок". Я вам хочу рассказать "Историю моей семьи в истории.

Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …) Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии "Истории Карапушек: как жить в мире.

Работа кружка ˮБумажные фантазииˮРабота кружка ˮБумажные фантазииˮ Жизнь становиться намного веселее, если подходить ко всем ее вызовам творчески. Билл Гейтс На протяжении двух лет я веду кружок Бумажные.

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии» .

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Педагогический проект «Бумажные истории»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Несколько увлекательных идей для любознательных детей на тему «Снеговик». 1 часть.
Данные игры были проведены 18 января, когда отмечали Всемирный День Снеговика. Использовать их можно в течение всего зимнего периода ( тем...
Детский мастер-класс по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о...
В 2019 году, 22 января, исполняется 115 лет со дня рождения замечательного писателя Аркадия Гайдара, написавшего много детских книг, в том числе Сказку об...
Сценарий развлечения в рамках тематической недели «Моя малая Родина — с. Большая...
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка....
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Сценарий развлечения «Рождественские игры» Смирнова Наталья Александровна. Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре....
Комплексное занятие по теме «Одежда» в старшей группе «Карлсон у нас в гостях»
Комплексное занятие в старшей группе. «Карлсон у нас в гостях» Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: Образовательные:...