Светлана Николаева
Вечер досуга «Наум-грамотник»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Заведующий
ГБДОУ детского сада № 76
Калининского района Санкт-Петербурга
Николаева Светлана Руфимовна
Педагогический проект дня «Наум-грамотник». 14 декабря
В стародавние времена на Руси по заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину было и не найти. К тому же сам покровитель этого дня по народному мнению. Напрямую связан с учением (Наум- «ум»). Пророк Наум наставит на ум!
Публикация «Вечер досуга „Наум-грамотник“» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2016
Как ни наумь, а все старика Наума не перенаумишь!
Вечер досуга «Наум -грамотник».
Цель. Рассказать детям, как встародавние времена начинали учить ребят грамоте. Провести с воспитанниками игру-состязание «Кто решит больше задач, придуманных народом»
В группу к детям приходит Россиянка. Снимает шубку. Делает вид, что сметает снег с валенок, отряхивает шаль и здоровается с детьми.
Хорошо, когда зима в большом снегу рождается. Значит следующей осенью хлеба богатыми будут!. Так что не только зиме в декабре начало, а и новому урожаю. Много начал в декабре. Так, например, в декабре, по народному календарю, на Наума, ребят начинали учить грамоте. Говорили:» Наум наставит на ум». В условленное время приходил в дом учитель: «Здравствуйте, -говорит, - Как здоровье? Как семья?» Уважительно его встречали, с почетом. Усаживали за стол, на самое лучшее место, да угощали. Ну а уж потом отец сына к учителю за руку подводил: научите. Мол, батюшка. Уму разуму, ну а если заленится учится, то прошу в угол его поставить да коленками на горох. Вся семья кланялась в пояс учителю. После чего учитель ударял (не больно) своего ученика по спине три раза плеткой. Мать, по обыкновению. Стоя у двери. Должна была плакать (иначе худая молва понеслась бы по всей деревне, затем сажала сына за стол и дарила ему узорчатую костяную указку. Учитель раскрывал азбуку и начинал учить ребенка чтению. Мать снова показывала (понарошку) будто бы плачет и умоляла учителя не морить сына грамоттой. Учителя после трудов угощали чаем, домашними яствами, одаривали подарками. А на другой день, как солнце встанет, отправлялся ученик с азбукой в школу. «Раз уж солнце в гору пошло, надо, чтобы ученье в голову вошло»- приговаривали взрослые.
Вот и вы, ребята, скоро пойдете в школу. Произойдет это в первый осенний день и совсем все будет не так, как раньше, по- другому. Но вас обязательно встретит добрый учитель и научит читать и писать. Да я смотрю у вас уже многие пробуют и писать и читать! А вот давайте- ка проверим вас на смекалку. Проведем состязание: кто больше решит задач. Да еще замечу вам, что задачки эти будут не из учебника, а народом придуманные.
Далее воспитатель и Россиянка делят детей на команды. Договариваются с ребятами (с помощью считалки, которую дети хорошо знают) об очередности ответов команд на вопросы.
Вопросы-загадки, которые задает Россиянка:
Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их?
(сложить из них цифру четыре).
Несла баба с базара сто яиц, одно (а дно) упало.
Сколько осталось в корзине яиц?
(Ни одного, ведь упало дно).
Три теленка. Сколько ног?
(Четыре, независимо от того трут его или нет).
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли их всех?
(Восемь)
Знаешь город Уфу?. Ну-ка, скажи, что посреди Уфы стоит?
(Ф)
В дряхлой избушке жили Просто и Ничего. Избушка стала рушиться. Просто вышло в дверь, а Ничего в окно. Кого задавило в избушке?
(И)
Что сделается с красным шелковым платком, если его на пять минут опустить на дно моря?
(Будет мокрым).
Почему в деревне ребята босиком бегают?
(По земле).
Сколько яблок можно съесть натощак?
(Одно, остальные будут уже не натощак).
Три да три. Что получится?
(Мозоль).
Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели.
(Позавчера. Вчера. Сегодня. Завтра. Послезавтра)
Петух снес яйцо. Кому достанется оно?
(Никому, петухи яиц не несут).
Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу?
(Надо подождать, когда птица улетит).
Может ли дождь идти два дня подряд?
(Нет. Их разделит ночь).
Когда в пустом кармане что-нибудь бывает?
(Когда в нем дыра).
На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?
(Ты спишь).
За что ученика выгнали из класса?
(За дверь).
Россиянка хвалит детей за смекалку. В честь дня Наума- грамотника дарит детям книжки. Прощается с детьми и уходит.