Елена Непомнящая
Педагогический проект «Хочу учиться!» по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.
По содержанию: психолого-педагогический
По числу участников проекта: педагоги, педагог - психолог, родители, дети.
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, микросоциум, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Педагогический проект „Хочу учиться!“ по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревожность, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже ослабляет мотивацию и снижает самооценку.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
• положительных представлений о школе;
• желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;
• сформированной позиции школьника.
Анализ диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет мотивационной готовности к обучению в школе за последние три года показал низкий уровень. Считаю, что необходимо уделить этому аспекту особое внимание и подготовить детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», которое является социальным заказом со стороны родителей и педагогов.
ПРОБЛЕМА: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
ЦЕЛЬ: формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно-познавательные мотивы.
3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
6. Способствовать снижению чувства тревожности.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
1. Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.
3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.
5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
6. Графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТСЯ НА ПРИНЦИПАХ.
•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с 1.09 по 31.09)
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
2. Диагностика.
3. Анкетирование родителей.
4. Календарно-тематический план занятий в рамках проекта «Хочу учится!»
5. Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе».
6. Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с родителями по подготовке детей к обучению в школе. «Школа первоклассных родителей»
7. Разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ (с 1.10 по 31.04)
1. Разработка конспектов занятий и их проведение.
2. Реализация комплексного плана взаимодействия педагога-психолога с родителей по подготовке детей к обучению в школе. «Школа первоклассных родителей»
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с 1.05 по 25.05)
1. Диагностика.
2. Создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса.
IV ЭТАП: АНАЛИТИЧЕСКИЙ (с 26.05 по 31.05)
1. Анализ проделанной работы.
2. Презентация опыта (семинар – практикум для педагогов-психологов ГМО).
3. Фотосессия.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ: пропуски детьми занятий в ДОУ, повышенный уровень тревожности, связанный с предстоящим обучением в школе, отсутствие коммуникативных навыков, большое количество вновь прибывших детей.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ: профилактическая работа с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА:
1. Дети.
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители.
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
1. Дети.
2. Педагоги.
3. Специалисты.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители).
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Апробировав проект, мы ждём определённых результатов. У детей должна сформироваться «внутренняя позиция будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания, а так же расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Работа по проекту представляет собой систему из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут, в течение семи месяцев: октябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
Формы работы:
•групповые занятия;
•индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов;
•работа с родителями детей – участниками проекта предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.
•работа с педагогами просветительскую работу в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.
•работа с социумом (СПОШ № 5, филиал детской библиотеки) – экскурсии.
С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию: тест Керна – Ирасека (источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3 / 2008, оценка мотивационной готовности (автор Д. В. Солдатов, источник: Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004)
Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика.
Принципы проведения занятий: системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения занятия, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.
Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста, она обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия: ритуал приветствия; разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение). Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям: возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка; увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей; повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества; повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Результаты работы не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002
2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003
3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003
4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003
6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006
7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006
8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002
9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003
10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001
11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004
12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003