Иванова Ирина
Педагогический проект «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Публикация «Педагогический проект „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития, сотрудничества.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Срок проекта :
Проект долгосрочный, открытый, групповой.
Вид проекта :
Творческий.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность: работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Проблема: работая с детьми, мы столкнулись с:
несформированностью связной речи;
ограниченным запасом слов;
нарушением памяти; внимания, мышления;
слабой физической подготовкой;
слабой мелкой моторикой пальцев рук;
отсутствием коммуникативного поведения;
неумением строить партнерские отношения в детском обществе.
Понимая важность этой проблемы, мы поставили перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики.
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.
Задачи проекта :
Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность.
Содействовать нормализации речевой функции.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.
Участники проекта : логопед, воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Материально-техническое обеспечение:
• Мячи массажные;
• Массажеры «Су-Джок»;
• Прищепки;
• Резиночки;
• Шнуровки;
• Орехи, шишки, фасоль;
• Поролоновые губки;
• Скрепки;
• Кнопки;
• Волчки;
• Лекала для обведения карандашом;
• Карандаши;
Методы проекта :
• Пальчиковые игры, массажные упражнения.
Предполагаемый результат:
развитие и укрепление физической подготовки, здоровья детей;
развитие монологической и диалогической речи детей;
использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
улучшаться партнерские отношения в детском коллективе;
дети будут проявлять инициативность и самостоятельность.
развитие внимание, мышления, общей и мелкой моторики;
расширить словарный запас детей;
привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с пальчиковыми играми и упражнениями, мастер- классы.
Продукт проектной деятельности :
подбор и составление картотеки пальчиковых игр для детей 6-7 лет;
создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей, а также проведение мастер-класса.
презентация проекта.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный (сентябрь) :
подбор методической литературы;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
подбор пальчиковых игр;
подбор и изготовление пособий;
подготовка материала к мастер-классу для родителей «Ловкие пальчики»;
Основной- реализация проекта (октябрь-май) :
изучение пальчиковых игр;
оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей;
использование методов «Су-Джок»;
пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото. сухой бассейн);
организация и проведение игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей;
включение пальчиковых игр в непосредственную образовательную деятельность;
ознакомление с атрибутами игр;
объяснение правил игр;
беседа «Зачем нужны пальчиковые игры»;
включение народных пальчиковых игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики;
домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление атрибутов для пальчиковых игр;
Заключительный этап (май) :
- оформление выставки «Ловкие пальчики»;
- презентация проекта.
Понятие “развивающая среда” означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков, “Ниткопись”, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжали добиваться поставленной цели.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму).
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.
Вывод: По результатам педагогического мониторинга получили следующие результаты обследования:
Начало года: 22 обследованных ребенка. Из них 15 детей имеют речевые нарушения.
Конец года: 22 обследованных ребенка. Из них 8 детей имеют речевые нарушения.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
2. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
4. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
5. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О. А. Степановой. –ТЦ Сфера,2006.
8. «Игры с бельевыми прищепками»/Дошкольная педагогика, сентябрь-октябрь, 2006.
9. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : Издательство «Эксмо», 2006.
10. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.
11. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное воспитание.
12. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет» / Дошкольное воспитание,
№ 3, 2005.
13. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 1997.
14. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
16. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.
17. Чернякова В. Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
18. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». г. Нижний Новгород, «Флокс» 1995г.
Интернет ссылки:
1. https://www.cka3ka-pro.ru/
2. https://www.logoped-sfera.ru/priyomnaya
3. https://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/
4. https://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
5. https://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1