МААМ-картинки

Педагогический проект «Мини-музей «Русская изба» (2 фото)

Веретенникова Любовь Ивановна
Педагогический проект «Мини-музей «Русская изба»

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном крае, и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Публикация «Педагогический проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей «Русская изба», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Название мини-музея символично, так как именно тщательно и детально продуманная деятельность мини–музея «Русская изба» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям русского народа.

Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Русская изба» - его функциональность и целесообразность. Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина. Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.

Цель:

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру русского народа на основе осознания внутри культурных, исторических корней и связей. Задачи:

познавательные:

-расширить кругозор детей в части представлений о русской народной культуре;

-сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках, одежде в давние времена;

-обучать русским народным играм, хороводным танцам, праздничным обрядам. развивающие:

-способность к умозаключениям, суждениям, уважению к людям, которые трудятся;

-развивать любознательность каждого ребёнка, интерес к старинным игрушкам, играм и забавам;

воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к людям, которые трудятся, чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты проекта :

В связи с тем, что во 2 младшей группе по образовательной программе много русских народных сказок, мы предположили, что наш проект не только поможет детям в освоении образовательной программы дошкольного образования, но и поможет дать им дополнительную информацию, позволит глубже изучить с детьми русскую народную культуру. Так же я предположила, что этот проект поможет разнообразить предметную среду детского сада, разовьёт познавательную деятельность, обогатит духовно-нравственное восприятие детей и у них зародится устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. В начале учебного года был составлен план работы по проекту в соответствии с тематическим планированием 2 младшей группы.

Методы реализации проекта :

Словесный – объяснение, рассказ, беседа, обсуждение, разучивание и анализ пословиц, поговорок, колыбельных песен, отгадывание загадок.

Наглядный – показ экспонатов в их натуральном виде (собирали, привлекая других педагогов и родителей, демонстрация уникальных предметов быта, просмотр иллюстраций, наглядных пособий (активно использовали информационную технологию – показ фото и видео на проекторе). Практический – выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (засолка огурцов, замешивание теста, изготовление дымковской игрушки, пряжа ниток на прялке, нанесение росписи и т. д.) Игровой – создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь, ролевые игры, участие детей в различных народных праздниках, конкурсах.

Исследовательский – выполнение детьми определённых исследовательских заданий во время групповой и индивидуальной образовательной деятельности.

Целую неделю воспитатель работает по одной теме. Это важно для того, чтобы внимание детей не отвлекалось на новые объекты и пособия, а все упражнения и игры проводятся на едином материале.

Также детям дается много видео и фото на проекторе для того, чтобы вызвать у них интерес (нашим детям тяжело воспринимать материал только на слух, но наглядного материала по старине мало, а с помощью интернета есть возможность показать больше). К концу реализации проекта у нас должна быть создана видео- и фото-картотека по темам. А на индивидуальных занятиях мы рассматриваем, обследуем, сравниваем не только современные предметы, а так же и предметы старины из нашего мини-музея «Русская Изба». Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Приобщение к русским национальным духовно культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка). Как показал опыт для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Возникла идея о создании мини-музея «Русская изба».

Поставлены цели:

1. Изучение истории быта, культуры.

2. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры.

3. Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.

4. Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию русского народа.

Таким образом, находясь в детском саду, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику. Именно родная культура как отец и мать стала неотъемлемой частью души ребенка рождающим личность.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательность является национальными. Это помогает детям с самого раненого возраста понять что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, частушки) народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающим возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему - то новому.

В-третьих, приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Мы начали собирать разнообразные экспонаты, так как невозможно представить себе русскую избу без печки, стала необходимость создать ее своими руками, покрасили белой краской, нарисовали цветочный орнамент.

Разделы мини – музея.

1. «Русская изба» - русская печка, лавка, сундук.

2. «Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь) .

3. «Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток.

4. «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, творение умелых женских рук – вышивка, прядение здесь же представлены прялки двух видов) .

Так как наш детский сад находится в сельской местности, многие семьи воспитанников живут в частных домах, они обнаружили у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Особый интерес у детей вызывает - прялка, которую мы отреставрировали, покрыли лаком. Домашняя утварь (ухват, чугунки, крынка, туесок, кроватка – качалка). В старину, в деревне основными предметами были сундуки, лавки и столы. Для детей сундук является, одним из интереснейших предметов в нем хранятся самотканые половички, рушники, салфетки, которые принадлежали прабабушкам.

Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Дополнен интерьер народными «Игрушками» выполненными детьми на занятиях. Родители подарили салфетки, связанные крючком, вышитые шторы, а так же музыкальный инструмент балалайку. Родители сшили детям красивые сарафаны и косоворотки, обшили кукол в русские народные костюмы.

Взаимодействие участников мини-музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.

Работа по созданию мини – музея «Русская изба» не однодневная, в этом направлении работаем уже три года, пересмотрели много литературы. Как само пространство мини – музея так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем минимузеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар - самоварище», «Народная игрушка»). Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица и др). Мини – музей «Русская изба» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее живущими сейчас рядом. Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы стремимся, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что, то осядет, запомнится, значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

Заключение

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Надеемся, что наша работа окажет существенную помощь педагогам ДОУ в организации деятельности музея в других образовательных учреждениях.

Педагогический проект «Мини-музей «Русская изба»
Фото «Русская изба»
Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 19:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД