Ольга Рычкова
Педагогический проект «Мир сенсорики» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми раннего возраста
«Мир сенсорики»
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий
По числу участников – групповой
По времени проведения – среднесрочный (с марта 2016г по май 2016 г)
По характеру контактов – в контакте с семьёй
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Мир сенсорики“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет :
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов :
• Цвет
• Форма
• Величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать тактильные ощущения;
• Развивать мелкую моторику.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Цель проекта : Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Задачи проекта :
1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;
2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3. Приобщить родителей к организации игр в семье, изготовлению игр.
Участники проекта : воспитатель, дети второй группы раннего возраста, родители.
Предполагаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети получат представления о форме, величине, цвете предметов;
• Дети могут группировать предметы по заданному признаку;
• Дети освоят навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.
Этапы реализации проекта :
Iэтап.
Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
II этап.
Практический:
Реализация плана проекта “ Мир сенсорики”;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта :
• Консультация "Сенсорное развитие детей раннего возраста" с использованием ИКТ
• Беседы.
• Участие родителей в изготовлении игр для сенсорного развития детей.
• Консультации в информационный уголок для родителей.
III Этап: Заключительный
Фотовыставка "Мир сенсорных игр"
Мини-выставка продуктов проекта;
Фотоотчет на сайте группы и детского сада;
Подведение итогов;
Заключительное мероприятие в рамках проекта"Шарики воздушные, очень непослушные".
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Перспективный план работы с детьми
Дата Содержание работы
Март Дидактические игры:
"Коврик с картинками" (цвет)
"Матрешки" (величина)
"Крупа" (Тактильные ощущения)
"Фигура" (цвет, геометрические фигуры)
"Вкладыши-стаканчики" (величина, цвет)
"Геометрик"(цвет, геометрические фигуры)
"Шарики на стержнях" (цвет)
"Полянка" (цвет, мелкая моторика)
Выкладывание цветной мозаики на тему: «Елочки и грибочки»
Настольные дидактические игры:
"Игра-малышка. Цвет" (цвет)
"Большой-маленький" (величина)
"Прищепки" (цвет, мелкая моторика"
"Спрячь птичку" (цвет)
"Ежики и грибочки" (цвет)
Просмотр презентаций:
"1. Фигуры"
"2. Форма. Часть 1"
"Веселая геометрия"
"1. Желтый цвет"
"2. Цвета"
"Большой-маленький, много-один"
Чтение литературы:
С. Н. Теплюк "Большой-маленький. Первые математические представления" ,М., "Карапуз-дидактика", 2005
В. И. Митянина "Цвета", М., "Росмэн", 2014 г.
Н. Никитина "Учимся различать формы и фигуры", Донецк, "Проф-пресс", 2013 г.
Рисование: "Апельсин"
Лепка: "Вишенки"
Аппликация: "Солнечный город"
Апрель Дидактические игры:
"Закрути крышку" (цвет, мелкая моторика)
"Собери котиков по цвету" (цвет, тактильные ощущения)
"Собери картинки по цвету" (цвет)
"Коврик и мышки" (цвет)
"Фигуры" (цвет, геометрические фигуры)
"Пирамидки" (цвет, величина)
"Домашние животные" (тактильные ощущения)
"Собери бусы" (мелкая моторика, цвет)
"Фонарики" (цвет, геометрические фигуры)
"Вкладыши" (цвет, геометрические фигуры, мелкая, моторика)
"Помоги ежикам" (цвет, мелкая моторика)
"Тигр" (цвет, мелкая моторика)
"Крышечки" (цвет)
"Курочка-матрешка" (цвет, величина, мелкая моторика)
"Матрешки" (величина)
Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята», "Домики и флажки"
Настольные дидактические игры:
"Спрячь птичку" (цвет)
"Цвет" (цвет)
"Малыши и краски" (цвет)
"Собери по цвету" (цвет)
"Играем и изучаем цвета" (цвет, мелкая моторика)
"Подбери по цвету" (цвет)
Просмотр презентаций:
"4. Геометрия для малышей"
"5. Забавные фигуры"
"6. Форма. Часть 4"
"3. Учим цвета"
"4. Разноцветная книга"
"Сравнения"
Чтение литературы:
С. Н. Теплюк "Большой-маленький. Первые математические представления" ,М., "Карапуз-дидактика", 2005
В. И. Митянина "Цвета", М., "Росмэн", 2014 г.
Н. Никитина "Учимся различать формы и фигуры", Донецк, "Проф-пресс", 2013 г.
Рисование: "Листочки деревьев"
Лепка: "Баранки-калачи"
Аппликация: "Колобок катится по дорожке"
Май Дидактические игры:
"Домашние животные" (тактильные ощущения)
"Дикие животные" (тактильные ощущения)
"Крупа" (тактильные ощущения)
"Собери крышки по цвету" (цвет)
"Грибочки" (цвет)
"Вкладыши" (геометрические фигуры)
"Собери фигуры по цвету" (геометрические фигуры, цвет)
"Геометрический куб" (геометрические фигуры, мелкая моторика)
"Фигуры" (цвет, геометрические фигуры)
"Пирамидки"(цвет, величина)
"Закрути крышку по цвету" (цвет, мелкая моторика)
Выкладывание цветной мозаики на тему: «Гуси с гусятами»
Настольные дидактические игры:
"Цвета" (цвет)
"Прищепки" (цвет, мелкая моторика)
"Малыш и цвет" (цвет)
"Цветные коврики" (цвет)
"Ежики и грибочки" (цвет)
"Пирамидки" (цвет, величина)
Просмотр презентаций:
"7. Форма. Часть 2"
"8. Фигуры. Закрепление"
"5. Разноцветная азбука"
"6. Цвета в стихах"
"7. Знаем цветы и цвета"
Чтение литературы:
С. Н. Теплюк "Большой-маленький. Первые математические представления" ,М., "Карапуз-дидактика", 2005
В. И. Митянина "Цвета", М., "Росмэн", 2014 г.
Н. Никитина "Учимся различать формы и фигуры", Донецк, "Проф-пресс", 2013 г.
Рисование: "Одуванчики и жук на лугу"
Лепка: "Мухомор"
Аппликация: "Бусы"
Развлечение для детей второй группы раннего возраста
«Шарики воздушные очень непослушные»
Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.
Познавательное развитие:
1. Систематизировать знания детей об основных цветах : красный, синий, зеленый, желтый.
Физкультурное развитие:
1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.
Социально- коммуникативное развитие:
1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.
Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).
Действующие лица: воспитатель, родители (мамы) и дети, музыкальный руководитель.
Ход развлечения:
Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это?
В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.
Мама : - А где дети?
Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.
Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где же деток мне найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут,
И со мной играть начнут!
Мама играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.
Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: - Наши мамочки! .
Мамы : Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать.
Я большой, но пустой.
Взлечу в небо над землей.
И не гордый, но надутый,
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми всегда был дружный,
И зовусь я.
Дети: Шар воздушный.
Воспитатель: - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть.
Мама:
Чтобы не было нам скучно,
Я забаву отыщу:
Я надую шар воздушный
И на волю отпущу.
(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Мамы дарят детям готовые шары.
Игра-хоровод вместе с мамами «Воздушный шар» (2-3раза) .
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Ш-ш-ш-лопнул.
Воспитатель:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.
Воспитатель: -
Легкий шарик мой воздушный,
Дернул нитку не послушно.
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».
Дети бросают шары и бегут за ними.
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам мамочки. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
Игра «Найди свой цвет»
Дети по сигналу воспитателя находят маму с шариком такого же цвета как у них. И это, конечно, их родная мамочка.
Воспитатель :
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку. После праздника мамочки должны забрать детей домой.