Получи документы

Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»

Татьяна Макеева
Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»

Тип проекта :

групповой, долгосрочный (2 года).

Актуальность проекта :

Мы живем в Мордовии, мы – мордва. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа. Особое место занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив, своеобразен, самобытен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, складывался по крупицам из века в век, из года в год. Изучая костюм, мы прививаем детям любовь к родному краю и его самобытной культуре, гордость за то, что мы живет в богатом традициями крае. Поэтому изучение родного края и его культуру начинаем с малого возраста, с детского сада. Перед педагогами, воспитателями стоит самая важная задача – это пробудить интерес к изучению мордовского национального костюма : вызвать у детей интерес к искусству мордовского народа : научить понимать и оценивать красоту мордовских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Публикация «Педагогический проект „Мордовский национальный костюм“» размещена в разделах

Объект:

Изучение особенностей национального орнамента в одежде мордвы.

Предмет:

Процесс ознакомления детей старшего возраста детского сада с национальным орнаментом одежды народов, живущих в республике Мордовии; в последствии продолжение изучения в подготовительной группе.

Цель: развивать художественно творческие умения навыки детей в процессе аппликации и рисования при изучении мордовского орнамента.

Задачи.

Вызвать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.

Формировать эстетическое отношение к национальному костюму эрзя и мокша.

Развивать и закреплять у детей интерес к элементам вышивки, созданию композиций, по мотивам народных изделий.

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов элементов

Обратить внимание на цвет форму композицию орнамент узор, которые используются для украшения национального костюма

Учить проявлять фантазию и творчество в аппликации и рисовании.

Воспитывать интерес к изучению национального костюма мордовского народа.

Гипотеза:

Орнаментальная основа народного искусства привлекает детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но это требует более глубокого изучения воспитателя творческого опыта народных мастеров овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения костюма.

Участники проекта : воспитатель, дети старшей подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта : национальные мордовские костюмы, элементы народной вышивки, репродукции картин мордовских художников.

Методы реализации: комплексные и комбинированные занятия (социальный мир + рисования, аппликация, рисование, рассматривание иллюстраций, посещение музеев национальной культуры, работа с родителями

Предполагаемый результат:

Дети должны знать особенности национальной культуры мордвы, ее традиций, элементы национального костюма, орнамента вышивки.

Дети должны иметь представление о характерных особенностях изделий национальной культуры; о сочетании и расположении узоров; о материалах и способах изготовления мордовского костюма.

Дети должны уметь: передавать в рисунке элементы костюма мордвы, украшать не сложным узором части одежды, владеть разными техническими способами рисования кистью.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма

(старшая группа)

Месяц Тема занятий Программное содержание

Сентябрь Экскурсия в краеведческий музей - познакомить детей с мордовской национальной культурой, бытом домашней утварью мордвы, с народным костюмом;

- воспитывать любовь к родному краю;

Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах. - познакомить детей с т творчеством мордовских художников – портретистов, которые очень красочно изображали людей в национальных костюмах;

- воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников.

Октябрь Рассматривание кукол в национальных костюмах - закрепит и систематизировать знания детей об основных частях национального костюма.

Ноябрь Знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте. - познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; со значение каждого символа в орнаменте;

- воспитывать уважение к людям, создавшим красоту мордовского костюма.

Декабрь Рисование. Украшение платочка для Алдуни.

Аппликация. Украшение полотенца для куклы. - учить создавать композицию с новыми элементами мордовской вышивки, обучая техническим приемам их изображения на бумаге;

- воспитывать умение определять колорит росписи

- продолжать учить создавать композиции по мотивам народной вышивки;

- развивать умение вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке.

Январь Рисование. Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором - продолжать знакомить детей с элементами мордовского узора и его характерными особенностями; продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге;

- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Февраль Аппликация. Украшение передника для Татюни - учить детей создавать композицию узоров на бумажных силуэтах предметов одежды (передника) воспитывать аккуратность во время работы.

Март Беседа о мордовским обычаях, календарных праздникам мордвы. - уточнить, систематизировать знания о мордовских обычаях, праздниках; соответствующей одежде.

- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре

Апрель Рисование. Украшение платья для куклы – мордовочки - продолжать учить располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая при этом цвет бумаги и цвет краски так, чтобы передать художественное своеобразие мордовской вышивки

Май Итоговое занятие. Обобщающая беседа по теме «Мордовский национальный костюм» - закрепить, уточнить, систематизировать и обобщить знания о Мордовском национальном костюме; умение изображать элементы узора на бумаге;

- воспитывать бережное отношение к культуре мордвы.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма

(подготовительнвя группа)

Месяц Тема занятий Программное содержание

Сентябрь Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой - повторить и уточнить знание о мордовской народной вышивке;

- воспитывать интерес к произведениям мордовского народного искусства.

Октябрь Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме - продолжать учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, самостоятельно рисовать фигуру куклы и наряжать ее в национальный костюм.

Ноябрь Знакомство с особенностями национальной одежды мокши - продолжать знакомит с частями национальной одежды мордовского костюма, различать характерные особенности.

Декабрь Аппликация. Украшение головного убора (сборки) - учить вырезать новые элементы узора, более сложные, по готовой разметке, создавать сложные композиции по мотивам мордовской вышивки; воспитывать аккуратность при работе м ножницами и клеем.

Январь Рисование. Украшение пояса мордовским орнаментом - продолжать учить передавать колорит росписи; развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Февраль Рисование. Роспись элементов народного костюма - повторить и закрепит знание об отличительных особенностях мокшанского и эрьзянского орнамента; учить правильно подбирать цвет, элемент, орнамент эрьзянской вышивки.

Март Экскурсия в Мордовский национальный музей. - продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой; воспитывать любовь к народной культуре.

Апрель Аппликация. Мордовское платье (панар). - продолжать учить детей украшать части национальной одежды (платья); развивать творческие способности детей.

Май Фольклорный праздник с использованием мордовского костюма - подвести итог работы с детьми по изучению мордовской культуры.

Модель реализации проекта

Этапы

Итоговое занятие

Диагностика ЗУН проведение занятий

Создание условий

май

Октябрь - май

Октябрь - май

сентябрь

обобщающий

практический

диагностический

Подготовительный

Список литературы:

https:// pozdav.ru/page/jablochnyj-spas-scenarij-prazdnika.

https:// ped – kopilka.ru/shkolnue-prazdniki/scenari-letnih-prazdnikov-dlja-shkolnikov.html

https:// zanimatika.narod.ru

Вохринцева С. «Окружающий мир. Фрукты» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.

Елисеева М. Н. Христоматия для маленьких/ пособие для воспитателей д/сада/ Москва просвещение.

Лыкова И. А. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/ Издательство Карапуз – Дидактика/ Москва 2007г.

Публикации по теме:

Мордовский фольклор-детям Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой.

«Мордовский национальный костюм». Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе в рамках темы «Мой родной край» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Мордовский национальный костюм Тематическое занятие в подготовительной.

Наш мордовский уголок!Наш мордовский уголок! Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Фотовыставка «Мордовский национальный уголок»Фотовыставка «Мордовский национальный уголок» В нашей группе есть уголок посвящённый нашей республике-Мордовии. Мы знакомим детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» к празднику «День матери» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» на праздник «День Матери» Величко Надежда.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюмКуклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Мастер-класс «Традиции народов Поволжья. Мордовский национальный костюм» Для детей ознакомление с традициями, культурой своего народа – это мир ярких впечатлений, источник познания и развития. И чем раньше этот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»
Опубликовано: 22 января 2018 в 20:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД