Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»

Татьяна Макеева
Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»

Тип проекта:

групповой, долгосрочный (2 года).

Актуальность проекта:

Мы живем в Мордовии, мы – мордва. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа. Особое место занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив, своеобразен, самобытен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, складывался по крупицам из века в век, из года в год. Изучая костюм, мы прививаем детям любовь к родному краю и его самобытной культуре, гордость за то, что мы живет в богатом традициями крае. Поэтому изучение родного края и его культуру начинаем с малого возраста, с детского сада. Перед педагогами, воспитателями стоит самая важная задача – это пробудить интерес к изучению мордовского национального костюма: вызвать у детей интерес к искусству мордовского народа: научить понимать и оценивать красоту мордовских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Объект:

Изучение особенностей национального орнамента в одежде мордвы.

Предмет:

Процесс ознакомления детей старшего возраста детского сада с национальным орнаментом одежды народов, живущих в республике Мордовии; в последствии продолжение изучения в подготовительной группе.

Цель: развивать художественно творческие умения навыки детей в процессе аппликации и рисования при изучении мордовского орнамента.

Задачи.

Вызвать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.

Формировать эстетическое отношение к национальному костюму эрзя и мокша.

Развивать и закреплять у детей интерес к элементам вышивки, созданию композиций, по мотивам народных изделий.

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов элементов

Обратить внимание на цвет форму композицию орнамент узор, которые используются для украшения национального костюма

Учить проявлять фантазию и творчество в аппликации и рисовании.

Воспитывать интерес к изучению национального костюма мордовского народа.

Гипотеза:

Орнаментальная основа народного искусства привлекает детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но это требует более глубокого изучения воспитателя творческого опыта народных мастеров овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения костюма.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: национальные мордовские костюмы, элементы народной вышивки, репродукции картин мордовских художников.

Методы реализации: комплексные и комбинированные занятия (социальный мир + рисования, аппликация, рисование, рассматривание иллюстраций, посещение музеев национальной культуры, работа с родителями

Предполагаемый результат:

Дети должны знать особенности национальной культуры мордвы, ее традиций, элементы национального костюма, орнамента вышивки.

Дети должны иметь представление о характерных особенностях изделий национальной культуры; о сочетании и расположении узоров; о материалах и способах изготовления мордовского костюма.

Дети должны уметь: передавать в рисунке элементы костюма мордвы, украшать не сложным узором части одежды, владеть разными техническими способами рисования кистью.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма

(старшая группа)

Месяц Тема занятий Программное содержание

Сентябрь Экскурсия в краеведческий музей - познакомить детей с мордовской национальной культурой, бытом домашней утварью мордвы, с народным костюмом;

- воспитывать любовь к родному краю;

Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах. - познакомить детей с т творчеством мордовских художников – портретистов, которые очень красочно изображали людей в национальных костюмах;

- воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников.

Октябрь Рассматривание кукол в национальных костюмах - закрепит и систематизировать знания детей об основных частях национального костюма.

Ноябрь Знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте. - познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; со значение каждого символа в орнаменте;

- воспитывать уважение к людям, создавшим красоту мордовского костюма.

Декабрь Рисование. Украшение платочка для Алдуни.

Аппликация. Украшение полотенца для куклы. - учить создавать композицию с новыми элементами мордовской вышивки, обучая техническим приемам их изображения на бумаге;

- воспитывать умение определять колорит росписи

- продолжать учить создавать композиции по мотивам народной вышивки;

- развивать умение вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке.

Январь Рисование. Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором - продолжать знакомить детей с элементами мордовского узора и его характерными особенностями; продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге;

- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Февраль Аппликация. Украшение передника для Татюни - учить детей создавать композицию узоров на бумажных силуэтах предметов одежды (передника) воспитывать аккуратность во время работы.

Март Беседа о мордовским обычаях, календарных праздникам мордвы. - уточнить, систематизировать знания о мордовских обычаях, праздниках; соответствующей одежде.

- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре

Апрель Рисование. Украшение платья для куклы – мордовочки - продолжать учить располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая при этом цвет бумаги и цвет краски так, чтобы передать художественное своеобразие мордовской вышивки

Май Итоговое занятие. Обобщающая беседа по теме «Мордовский национальный костюм» - закрепить, уточнить, систематизировать и обобщить знания о Мордовском национальном костюме; умение изображать элементы узора на бумаге;

- воспитывать бережное отношение к культуре мордвы.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма

(подготовительнвя группа)

Месяц Тема занятий Программное содержание

Сентябрь Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой - повторить и уточнить знание о мордовской народной вышивке;

- воспитывать интерес к произведениям мордовского народного искусства.

Октябрь Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме - продолжать учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, самостоятельно рисовать фигуру куклы и наряжать ее в национальный костюм.

Ноябрь Знакомство с особенностями национальной одежды мокши - продолжать знакомит с частями национальной одежды мордовского костюма, различать характерные особенности.

Декабрь Аппликация. Украшение головного убора (сборки) - учить вырезать новые элементы узора, более сложные, по готовой разметке, создавать сложные композиции по мотивам мордовской вышивки; воспитывать аккуратность при работе м ножницами и клеем.

Январь Рисование. Украшение пояса мордовским орнаментом - продолжать учить передавать колорит росписи; развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Февраль Рисование. Роспись элементов народного костюма - повторить и закрепит знание об отличительных особенностях мокшанского и эрьзянского орнамента; учить правильно подбирать цвет, элемент, орнамент эрьзянской вышивки.

Март Экскурсия в Мордовский национальный музей. - продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой; воспитывать любовь к народной культуре.

Апрель Аппликация. Мордовское платье (панар). - продолжать учить детей украшать части национальной одежды (платья); развивать творческие способности детей.

Май Фольклорный праздник с использованием мордовского костюма - подвести итог работы с детьми по изучению мордовской культуры.

Модель реализации проекта

Этапы

Итоговое занятие

Диагностика ЗУН проведение занятий

Создание условий

май

Октябрь - май

Октябрь - май

сентябрь

обобщающий

практический

диагностический

Подготовительный

Список литературы:

http:// pozdav.ru/page/jablochnyj-spas-scenarij-prazdnika.

http:// ped – kopilka.ru/shkolnue-prazdniki/scenari-letnih-prazdnikov-dlja-shkolnikov.html

http:// zanimatika.narod.ru

Вохринцева С. «Окружающий мир. Фрукты» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.

Елисеева М. Н. Христоматия для маленьких/ пособие для воспитателей д/сада/ Москва просвещение.

Лыкова И. А. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/ Издательство Карапуз – Дидактика/ Москва 2007г.

Публикации по теме:

Мордовский фольклор-детям Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой.

«Мордовский национальный костюм». Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе в рамках темы «Мой родной край» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Мордовский национальный костюм Тематическое занятие в подготовительной.

Наш мордовский уголок!Наш мордовский уголок! Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Фотовыставка «Мордовский национальный уголок»Фотовыставка «Мордовский национальный уголок» В нашей группе есть уголок посвящённый нашей республике-Мордовии. Мы знакомим детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» к празднику «День матери» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» на праздник «День Матери» Величко Надежда.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюмКуклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Мастер-класс «Традиции народов Поволжья. Мордовский национальный костюм» Для детей ознакомление с традициями, культурой своего народа – это мир ярких впечатлений, источник познания и развития. И чем раньше этот.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»
Опубликовано: 22 января 2018 в 20:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Весёлый, озорной и храбрый Чиполлино – самый известный герой Джанни Родари, участник Клуба весёлых человечков журнала «Весёлые картинки». Его знают и любят уже многие поколения. 23 октября исполняется...

22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Мини-музей «Эмоции»
Аннотация к мини-музею «Эмоции" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше...
Поделка «Гусеница» из природного материала в средней группе
Цель: учить детей выполнять поделку гусеницу из природного материала- каштанов. Задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых и о самом...
Утренник для детей группы среднего возраста «Зайка на осенней полянке»
Дети с листочками заходят в зал и танцуют «Золотой денек» Ведущий: Какая красивая осень, какой золотистый ковёр! К нам в гости сегодня, ребята, праздник...