Приложение МААМ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм»

Эвелина Вахитова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему :

«Башкирский национальный костюм»

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Башкирский национальный костюм“» размещена в разделах

Программное содержание: закрепить знание детей с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма; подвигать детей участие в празднике «сабантуй»;

воспитывать чувство гордости за свою родину.

Дидактический материал и оборудование: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись классической музыки; аудиозапись башкирской музыки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».

Словарная работа: джигит, егет, курай, кубыз, батыр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись классической музыки.) Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – России. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Аргаяш с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.

Аргаяшский район богат озерами, всего их насчитывается 50.

А вы хотите узнать, как появилась наша родина – АРГАЯШ? (Ответы детей.)

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Аргаяш.

Аргаяш– богатый край. Аргаяшский район богат полезными ископаемыми: золотом, медью, каолином, белым и черным мрамором. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Наш район занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Воспитатель: ребята, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем?

Дети:(Да.)

Воспитатель: Что же это такое? Как вы думаете?

Дети: (Одежда, костюм.)

Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, он открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн.

У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было платье- летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка, на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)

Ребята, сейчас наступает лето и вместе с ним к нам приходит праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед.

На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте- на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18-метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Аргаяше, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в чудесную страну Геометрию» «Путешествие в чудесную страну Геометрию» Технологии: 1. Информационные 2. Развивающие 3. Здоровьесберегающие 4. Коммуникативные 5. Игровые.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике. Подготовила:Гудкова О. В. Тема занятия: «Путешествие в сказку»(по сюжету.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10; - закреплять умения соотносить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ГБДОУ №49 компенсирующего вида Приморского района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент» Тема: Башкирский национальный орнамент Программное содержание: - познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Казачий костюм» Цели деятельности педагога: формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими.

Конспект ОД в старшей группе «Национальный костюм армян» ОО «Познавательное развитие» Цель: Ознакомление детей с историей армянского национального костюма. Задачи: Образовательные: знакомить детей с историей армянского национального.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

НОД «Национальный костюм» Цель: -познакомить с мордовским национальным костюмом. Задачи: -расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм»
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 13:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм»» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Вахитова (УИ 1248595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД