Ольга Гуднина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Казачий костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели деятельности педагога : формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими традициями, связанным с одеждой, с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.
Интеграция образовательных областей :
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Казачий костюм“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Старшая группа
- Темочки
«Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи); «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.
Предварительная работа: беседы с детьми о традиционном русском национальном костюме, символике цвета и узора; сбор ягод рябины.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации (слайды, изображающие женский и мужской казачий костюмы XVII - начала XX вв. ; фуражки, башлык, девичий сарафан; ягоды рябины, иголки с нитками или тонкая проволока.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель. В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит?
Ответы детей.
Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму : по одежде многое можно узнать о донском казаке. Казачий костюм очень отличается от народного русского.
(Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казачьих костюмов.)
Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего - шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне.
(Воспитатель показывает иллюстрацию.)
Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы - символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (Красного.) Шаровары заправлялись в
сапоги. На шаровары выпускался бешмет - присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки. Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя - мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком.
(Показывает иллюстрацию.)
Если башлык повязан крест накрест, значит казак спешит по важному поручению, если завязан впереди - он уже отслужил, а закинут назад - «казак гуляет».
Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего круга; старики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака - значит смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)
Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть и примерить фуражки.)
Игра «Надень фуражку»
Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.
Воспитатель. Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан.
(Показывает иллюстрацию.)
Но ближе нам другая традиционная одежда казачек - парочка : пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове - в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.
А эту одежду носили девочки-казачки.
(Воспитатель показывает сарафан.)
Как она называется? Что вы знаете о сарафане?
(Дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента.)
Воспитатель. Ребята, почему казаки говорят, что по одежке встречают? (Ответы детей.)
Как одежда донца рассказывает о своем хозяине?
(Ответы детей.)
Воспитатель предлагает раскрасить казачьи костюмы на заранее приготовленных шаблонах.
Итог. По окончании работы вместе рассматривают и обсуждают.