МААМ-картинки

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок»

Нина Геннадьевна Агеева
Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок»

Педагогический проект

Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок" для детей старшего дошкольного возраста.

Паспорт проекта

Актуальность

«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств,

мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться,

и которые дают много импульсов для жизни и творчества.

Среди всего этого мы честно должны выбирать то,

Публикация «Педагогический проект „Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок“» размещена в разделах

что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то

услышат, увидят и почувствуют»

В. А Сухомлинский.

Нравственное воспитание – на сегодняшний день одна из актуальных и центральных проблем всестороннего формирования личности ребёнка. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах дошкольного детства играют семья и детский сад. То, что мы - взрослые заложим в душу ребенка сейчас, позднее будет определять его дальнейшую жизнь. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Методические основания

Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др. О нравственном воспитании дошкольников посредством сказок можно узнать из следующих источников:

• Н. М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника»

• Л. В. Рыжова «Метод работы по сказкам»

• О. Я. Шиян «Развитие творческого мышления»

• О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»

Цель: Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Задачи:

I. Воспитательные

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову и фольклору.

2. Приобщить детей к истокам народной культуры.

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

II. Развивающие.

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого как сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с фольклором.

III. Обучающие.

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Длительность работы: 2 учебных года

Объектом проекта: дети старшего дошкольного возраста

Предмет проекта: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Возраст детей: от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

Самыми целесообразными методами для формирования нравственных качеств у детей, являются:

1. знакомство с содержанием сказки;

2. вовлечение детей в деятельность;

3. инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

• чтение воспитателя;

• рассказывание;

• дидактические игры;

• литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

• выразительность чтения;

• повторность чтения;

• выборочность чтения;

• драматизация сказки;

• просмотр иллюстраций.

Этапы работы со сказкой:

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Адресная направленность

Опыт работы по нравственному воспитанию посредством русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям.

Ожидаемый результат:

• формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

• готовность проявлять совместное сострадание и радость;

• развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Результативность освоения материала отслеживается в начале и в конце работы над проектом в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения материала.

Работа над проектом осуществляется в три последовательных этапа.

1 этап –подготовительный:

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Выявление уровня нравственных качеств у детей.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики нравственного развития детей.

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – практический:

1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями).

2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие

3 этап - завершающий:

1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников

3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.

Выводы:

В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие связной монологической речи детей во второй младшей группе посредством русских народных сказок «Развитие связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.» Долганова Елена Евгеньевна. МБДОУ.

Достоинство русских народных сказок Достоинство русских народных сказок. Достоинство русских народных сказок оценено и признано не только нашей публикой, но и вообще всем образованным.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Формирование нравственных качеств в условиях ДООФормирование нравственных качеств в условиях ДОО Какого цвета доброта? «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни.

Педагогический проект «Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Тип проекта: групповой, информационно-творческий, долгосрочный. Актуальность: Воспитание нравственных качеств у.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов» Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов». Составила.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок»
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 21:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД