Лена Долганова
Развитие связной монологической речи детей во второй младшей группе посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.»
Долганова Елена Евгеньевна.
МБДОУ «ДСОВ №24» г. Усинск, РК.
Развитие связной монологической речи детей обусловлено уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для развития связной речи дошкольников.
Публикация «Развитие связной монологической речи детей во второй младшей группе посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Одним из средств формирования связной монологической речи дошкольников может выступать сказка.
Актуальность исследования вполне обоснована. Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Неумение детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, затрудняют обмен информацией, влияет на качество образования, делает ребёнка уязвимым в общении.
Цель нашего исследования заключается в обосновании роли русских народных сказок в развитии связной монологической речи детей второй младшей группы.
Задачи исследования сводятся к следующему.
1. Рассмотреть теоретические основы развития связной монологической речи младших дошкольников посредством русских народных сказок.
2. Выявить исходный уровень развития связной монологической речи детей младшей группы.
3. Разработать и апробировать серию мероприятий по развитию связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
4. Определить результативность проведения исследования.
Объектом исследования является педагогический процесс развития связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
Предметом исследования являются русские народные сказки как средство развития связной монологической речи детей второй младшей группы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок будет осуществляться более успешно при определённых педагогических условиях, а именно:
- отобрать доступные по содержанию, композиционной структуре и языковым средствам русские народные сказки для детей второй младшей группы;
- разработать алгоритм, содержание работы со сказкой, обеспечивающие развитие связной монологической речи.
Методами исследования явилось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, состоящий из трё х этапов: констатирующего,
Русские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.
2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок
Опытно-экспериментальная работа по данной проблеме исследования проводилась нами во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад № 24 общеразвивающего вида» г. Усинск Республики Коми. Педагогический эксперимент проводился с 1 сентября 2015 года по 15 апреля 2016 года.
Списочный состав группы 25 детей. В эксперименте участвовало 10 детей четвёртого года жизни. Список детей, задействованных в опытно-экспериментальной работе, представлен нами в Приложении 1.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами поэтапно:
I – констатирующий этап исследования;
II – формирующий этап исследования;
III– контрольный этап исследования.
Остановимся подробнее на каждом из этапов.
2.1. Констатирующий этап исследования
Констатирующий этап исследования, цель которого заключалась в выявлении исходного уровня развития связной монологической речи детей четвертого года жизни, проводился нами в октябре2015 года.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Подобрать диагностические задания по исследуемой проблеме.
2. Провести диагностику детей четвертого года жизни и проанализировать полученные результаты.
В результате поиска диагностических заданий мы остановились на методике, разработанной Т. М. Юртайкиной.
Данная методика построена на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребёнком.
Для каждого задания автором определены показатели и критерии оценивания. Так, например, показателями выполнения детьми перессказа русской народной сказки «Курочка Ряба» являются самостоятельная передача ребёнком произведения в определённой последовательности и логике.
Для их оценивания Т. М. Юртайкина выбирает трё хбалльную систему и предлагает следующие критерии:
3 балла может получить ребёнок в том случае, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.
2 балла может получить тот ребёнок, который лишь договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность.
1 балл ставится ребёнку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.
В результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста Т. М. Юртайкина предлагает выделить 3 уровня: высокий, хороший и удовлетворительный (1 – высокий уровень – ребёнок получает 24 балла; 2 – хороший уровень – 16 баллов; 3 – удовлетворительный – 8 баллов).
При проведении диагностики мы соблюдали все требуемые для этого условия. Так, выполнение всех заданий не превышало 20-ти минут. Если же ребёнок уставал (начинал отвлекаться от выполнения заданий, не проявлял интереса, то проверку на определённое время заканчивали играть» со взрослым. Все ответы детей фиксировались нами в протоколах.
В результате проведённой диагностики 90% детей оказались на удовлетворительном уровне и только 1 ребёнок (10% от общего количества испытуемых) на хорошем.
Анализ полученных результатов диагностики показывает, что средний процент качества усвоения детьми задач по развитию речи составляет 38,75%. Диапазон усвоения очень широк: от 0% (овладение грамматическим строем речи) до 80 % (умение ребёнка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова). В отличие от предположения автора диагностики, мы получили хорошие, на наш взгляд, результаты по умению детей пересказывать знакомую сказку (качественный показатель – 60%, хотя ни один ребёнок не получил высший балл. Достаточно хорошо дети справились с называнием предметов мебели, посуды, одежды (60% качество усвоения). Однако ни один ребёнок не смог назвать обобщающим словом предложенные группы предметов.
На более низком уровне оказалось усвоение детьми таких задач, как понимание и употребление предлогов (30%) и звукопроизношение. Наибольшую трудность вызвали у детей предлоги «за», «под», «около». Часто предлог «около» дети заменяли другими словами: «тут», «возле», «рядом»). Большинство детей (70% от общего количества испытуемых) понимают и употребляют только предлоги «в» и «на».
Таким образом, анализ полученных результатов диагностики показывает, что на формирующем этапе исследования мы должны учить детей воспроизводить последовательность событий в сказке, работать над смысловой стороной слова, помогая детям выразить мысль наиболее точно, полно, образно, выражать свои мысли простыми, распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
2.2. Цель, задачи, содержание формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился нами с ноября 2015 года по апрель 2016 года.
Цель данного этапа заключалась разработке и апробации серии мероприятий по развитию связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
Задачи формирующего этапа сводились к следующему.
1. Отобрать доступные по содержанию, композиционной структуре и языковым средствам русские народные сказки для детей 4-го года жизни.
2. Разработать алгоритм, содержание работы со сказкой, обеспечивающие развитие связной монологической речи детей четвертого года жизни.
Содержание работы с детьми на формирующем этапе исследования
Содержание занятий
Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» 3
Театрализованный показ русской народной сказки «Курочка Ряба». Угостим цыплят зёрнышком. 3
Пересказ сказки «Курочка Ряба» 6
Развлечение по сказке «Курочка Ряба» 8
Конспект занятия «Наша дружная семья» (по мотивам русской народной сказки «Репка») 11
Конспект занятия «Инсценировка сказки «Репка» 17
Пересказ сказки «Репка» 19
Конспект развлечения по сказке «Репка» 21
Конспект подгруппового занятия «Инсценировка сказки «Репка» 25
Конспект подгруппового занятия по сказке «Репка» 27
Игра-инсценировка сказки «Репка» 29
Настольная дидактическая игра «Разложи правильно» (по сказке «Репка») 30
Конспект занятия «Знакомство со сказкой «Колобок» 31
Конспект проведения драматизации по сюжету сказки «Колобок» 32
Конспект занятия «Путешествие по сказке «Колобок» 36
Пересказ сказки «Колобок» 39
Конспект развлечения по русской народной сказке «Колобок» 44
Настольная дидактическая игра «Разложи правильно» (по сказке «Колобок») 46
Пересказ сказки «Козлята и волк» 47
Игра «Козлята играют в прятки» 48
Конспект проведения игры-драматизации по сказке «Теремок» 50
Конспект театрализованного занятия по мотивам русской народной сказки «Теремок» 52
Игра «Теремок» 55
Игра «Сравни разных зверят» (по сюжету сказки «Теремок») 56
Рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц» 57
Конспект проведения драматизации сказки «Лиса и заяц» 60
Конспект занятия по сказке «Лиса и заяц» 62
Пересказ сказки «Лиса и заяц» 65
Конспект развлечения по сказке «Лиса и заяц» 66
Конспект интегрированного занятия по сказке «Лиса и заяц» 69
Конспект проведения подгрупповой работы по русской народной сказке «Лиса и заяц» 73
Конспект занятия по сюжету сказки «Лиса и заяц» (с подгруппой детей) 74
Конспект занятия «В гостях у сказки «Маша и Медведь» 76
Пересказ сказки «Маша и медведь» 81
Конспект развлечения «В гостях у Маши и медведя» 83
Индивидуальная работа по сказкам (с 1-3 детьми) 86
Игра «Разложи картинки» 87
Игра «Кто что умеет делать» 87
Упражнение «Сложи картинку» 87
Игра «Что сначала, что потом» 87
Игра «Добавь слово» 88
Индивидуальная работа по рассматриванию иллюстраций 88
При отборе сказок мы учитывали те требования, которые были разработаны учёными, работающими в этой области. Эти требования связаны с особенностями восприятия детьми младшего дошкольного возраста литературного произведения [26, с. 187-188].
С учётом указанных особенностей мы подобрали доступные по содержанию сказки (знакомые герои, простой речевой материал, с наличием повторяющихся действий, сюжетных элементов, с возможности наглядного сопровождения сюжета сказки детьми. Это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» (обр. К. Ушинского, Волк и козлята (обр. А. Н. Толстого, Теремок (пересказ Е. Чарушина, Маша и медведь (обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» (обр. В. Даля). Эти сказки рекомендованы образовательной программой «Радуга» для чтения детям младшего дошкольного возраста [19].
Работа по каждой сказке осуществлялась в течение месяца (исключение составили декабрь и январь месяцы из-за новогодних праздников) как фронтально, так и с подгруппой детей и индивидуально.
Программа формирующего этапа исследования
Месяц
Содержание фронтальной работы
Содержание индивидуальной и подгрупповой работы
Октябрь 1. Рассказывание сказки «Курочка Ряба»
2. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба»
3. Театрализованный показ русской народной сказки «Курочка Ряба». Угостим цыплят зёрнышком.
4. Пересказ сказки «Курочка Ряба».
5. Развлечение по сказке «Курочка Ряба». – настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»
– беседа о героях сказки,
– рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказки,
– аппликация и лепка «простого и золотого яиц»,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Курочка Ряба»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
Ноябрь 1. Рассказывание сказки
2. Занятие «Наша дружная семья» (по сказке «Репка»)
3. Инсценировка сказки «Репка»
4. Пересказ сказки «Репка»
5. Развлечение по сказке «Репка»
– настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– просмотр мультфильма «Репка»,
– беседа о героях сказки, – рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказки,
– отгадывание загадок,
– аппликация и лепка «репки», –
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– игра «Кто что умеет делать»,
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает»,
игра «Добавь слово».
Декабрь 1. Знакомство со сказкой «Колобок»
2. Драматизация сказки «Колобок»
3. Путешествие по сказке «Колобок»
4. Пересказ сказки «Колобок»
5. Развлечения по сказке «Колобок»
– настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– беседа о героях сказки,
– рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказки,
– отгадывание загадок,
– аппликация и лепка «колобка»,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Колобок»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
Январь 1. Чтение сказки «Козлятки и волк»
2. Пересказ сказки «Козлятки и волк»
– настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– беседа о героях сказок,
– рассматривание картин с изображением персонажей - участников сказок,
– отгадывание загадок,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– игра «Козлята играют в прятки»,
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке)
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
Февраль 1. Рассказывание сказки «Теремок»
2. Драматизация сказки «Теремок»
3. Театрализованное занятие по сюжету сказки «Теремок» – настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– беседа о героях сказок,
– рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказок,
– отгадывание загадок,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– игры «Сравни разных зверят», «Теремок»,
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Теремок»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
Март 1. Рассказывание сказки «Лиса и заяц»
2. Драматизация сказки «Лиса и заяц»
3. Занятие по сюжету сказки «Лиса и заяц»
4. Пересказ сказки «Лиса и заяц»
5. Развлечение по сюжету сказки «Лиса и заяц»
– настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– беседа о героях сказок,
– рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказок,
– отгадывание загадок,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр, пальчиковый театр
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– игра «Сравни разных зверят».
– упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Лиса и заяц»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– Сюжетно-ролевые игры «Постройка нового домика для зайчика с петушком», «Празднование новоселья Зайчиком и Петушком»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
Апрель 1. Интегрированное занятие по сюжету сказки «Лиса и заяц»
2. Рассказывание сказки «Маша и медведь»
3. Занятие «В гостях у сказки «Маша и медведь»
4. Пересказ сказки «Маша и медведь»
5. Развлечение «В гостях у Маши и медведя»
– настольно-дидактическая игра «Разложи правильно»,
– беседа о героях сказок,
– рассматривание картин с изображением персонажей- участников сказок,
– отгадывание загадок,
– рассматривание иллюстраций по сказке,
– настольный театр,
– игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами,
– – упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки и пазлы по сказке «Маша и медведь»,
– игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь»,
– игра «Что сначала, что потом»,
– игра «Добавь слово»,
– игра «Кто знает, тот дальше продолжает».
При разработке содержания занятий с детьми мы учитывали теоретические положения. Мы использовали готовые конспекты занятий и игр, предложенные учёными-исследователями О. С. Ушаковой и Е. С. Струниной [31, с. 16-18], [29, с. 102]. Кроме того мы воспользовались методическими пособиями, изданными под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [13], В. А. Доскина, З. С. Макарова, Т. В. Ивановой [21, с. 36-37]. Основное содержание работы было разработано самостоятельно.
Работа со сказкой не заканчивалась на занятии. Мы предлагали детям принести из дома книги про ту сказку, о которой говорили непосредственно на занятии. Рассматривая иллюстрации из разных книг, дети видели (мы акцентировали на это внимание, что разные художники по-разному рисуют героев сказки. Рассматривая иллюстрации, мы беседовали с детьми о содержании сказок
После такой работы мы привлекали детей к обыгрыванию сказки. Детям предлагали элементы костюмов (дед надевал шапку, баба – платок, курочка – шапочку-маску). Обязательно предусматривалась работа по пересказу произведения, так как именно при пересказе ребёнок имел возможность передавать готовое авторское содержание и заимствовать готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Для того чтобы постоянно поддерживать интерес к сказкам, один раз в месяц во второй половине дня проводили развлечение по сюжету сказок, в содержание которых включали разные сюрпризные моменты (например, приход героя сказки, сказочницы, появление волшебных предметов и т. д., малые фольклорные жанры, угощения (репой, колобком, ягодами и др.) и т. п.
Аналогично работа проводилась по всем сказкам.
Учитывая тот факт, что современные дети с младшего дошкольного возраста с интересом воспринимают аудиовизуальные средства получения информации, мы использовали просмотр мультфильмов, а также мультимедийные презентации.
В ходе реализации работы на формирующем этапе мы постоянно обращались к сказкам, проводя как подгрупповую, так и индивидуальную работу с детьми.
2.3. Цель, задачи, содержание контрольного этапа исследования
Контрольный этап исследования, целью которого явилось определение результативности исследования, проводился нами в мае 2016 года.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Выявить итоговый уровень развития связной монологической речи детей четвертого года жизни и проанализировать полученные результаты.
2. Сделать сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов исследования.
Для реализации первой задачи мы использовали ту же диагностику, которая была использована на констатирующем этапе эксперимента. Только при проведении контрольной диагностики Т. М. Юртайкина предлагает некоторые изменения, которыми мы тоже воспользовались.
В результате проведённой диагностики мы выяснили, что 20% детей оказались на высоком и 80% – на хорошем уровне речевого развития. На удовлетворительном уровне никого не оказалось.
Анализ полученных результатов диагностики показывает, что процент качества усвоения детьми по всем задачам по развитию речи составило 100%. На наш взгляд, выбор именно этих сказок связан ещё и с нашей работой по сюжету этих сказок в месяцы (февраль, март, близкие к проведению контрольной диагностики.
Соотношение количества детей по уровню развития связной монологической речи у детей младшей группы на контрольном этапе
0%- удовлетворительный уровень
80% детей –хороший уровень
20% детей – высокий уровень
Второй задачей контрольного этапа исследования было сравнение результатов проведения диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования. Только в сравнении можно увидеть результативность проведённой работы на формирующем этапе исследования.
Таким образом, контрольный этап исследования показал, что произошёл значительный скачок в развитии всех сторон речи у детей, в частност,динамика составила 87,5%. На наш взгляд, это очень хороший результат. В достижении этих результатов сыграли большую роль те педагогические условия, которые мы постарались создать и придерживаться во время формирующего этапа исследования.
Сравнительные результаты диагностики уровня развития связной монологической речи на констатирующем и контрольном этапах исследования
Констатирующий этап
10%-хороший
90%-удовлетворительно
0%-высокий
Контрольный этап
80%-хороший
0%-удовлетворительно0%-высокий
Заключение
В ходе нашего исследования мы преследовали цель - обосновать роль русских народных сказок в развитии связной монологической речи детей второй младшей группы. Для этого нами была изучена специальная литература (научная, учебная, справочная, методическая, а также проведён трехчастный педагогический эксперимент.
Изучение теоретических основ проблемы развития связной монологической речи младших дошкольников посредством русских народных сказок позволило нам сделать определенные выводы.
Так, мы определили, что под «связной речью» понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Следовательно, мы можем констатировать, что цель и задачи нашего исследования реализованы. Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, полностью подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» [Текст] /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-Синтез, 2014. – 151 с.
2. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект [Текст]/ С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и [др. ]. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.
3. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка [Текст]/ под ред. В. А. Доскина и З. С. Макарова. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 201 c.