Папки-передвижки

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Александра Савельева
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем два вида театра : кукольный и драматический. Драматический театр в нашем детском саду существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Проблема:

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Поэтому для углубленной работы мною выбрана тема по самообразованию “Развитие речи детей через театрализованную деятельность”, т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

• формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта : групповой, среднесрочный (январь – май).

Средства для реализации проекта :

• Беседы и организованная деятельность;

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Художественно-продуктивная деятельность;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Поход в театр и фото-экскурсии;

• Проведение театрализованных представлений;

• Музыкальные развлечения и праздники.

План реализации проекта :

1. Подготовительный.

Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Музыкальным руководителем была подобрана музыка к образу каждого героя.

2. Основной.

Январь

Беседа: «Введение в искусство», (ознакомление детей с театральными профессиями, театральной лексикой, устройством театрального здания).

• Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма.

• Путешествие в драматический театр : «Сад», экскурсия с просмотром детского спектакля. Непосредственное знакомство детей с театром, артистами театра.

• Тематическая викторина «Мы любим театр».

Февраль

• Организованная поездка родителей с детьми в разные театры.

Изготовление фотоальбома: «Театр детям».

• Работа над техникой речи.

1. Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки).

2. Упражнения на развитие дыхания.

3. Речевые пальчиковые игры и сказки.

4. Речевые игры с движениями.

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи ребёнка». Раздача буклетов: «Пальчиковые гимнастики».

Март

• Экскурсия в кукольный театр : «Див», знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли». Просмотр кукольного детского спектакля.

• Работа по развитию актёрского мастерства.

1. Упражнения- разминки на развитие внимания и воображения.

2. Игры на развитие моторно-слуховой памяти, мимики, пантомимики, расслабление мышц.

3. Этюды на выражение эмоций, жестов и восприятие черт характера.

• Работа по развитию сценического движения.

1. Упражнения-пантомимы.

2. Пластические игры на тренировку внимания, фантазии.

3. Музыкально-пластические импровизации.

• Работа по развитию навыков этикета.

1. Культура общения.

- Беседа: «Людей неинтересных в мире нет».

- Игра: «Поищем и найдём волшебные слова».

-Беседа: «Секрет волшебных слов».

Папка передвижка: «Ритуал, или Грамота театрального зрителя».

Апрель

Слушание аудиозаписи сказки: «Заюшкина избушка».

• Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характеров главных героев сказки, рассуждение об их поступках. Распределение ролей.

• Работа по развитию ритмопластики.

1. упражнения на развитие чувства ритма.

2. упражнения на точное сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений.

3. упражнения развитие творческого воображения.

• Составление плана передвижения актёров в сказке «Заюшкина избушка». Рисование графической модели игры.

• Изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, рисование декорации, кошельки, цветы, конфеты, мороженое).

• Изготовление и подбор сценических костюмов.

• Заучивание текста ролей.

Май

• Драматизация сказки «Заюшкина избушка» и показ детям других групп.

• Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

3. Продукт проекта.

-Изготовление фотоальбома «Театр детям».

-Тематическая викторина «Мы любим театр».

- Драматизация сказки «Заюшкина избушка» и показ детям других групп.

-Показ родителям видеофильма «Я – маленький актёр».

- Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи ребёнка».

-Буклет: «Пальчиковые гимнастики».

-Папка передвижка: «Ритуал, или Грамота театрального зрителя» - для родителей.

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Педагогические методики :

№ Высокий уровень

3 балла Средний - 2 балла Низкий - 1 балл

1. Основы

театральной

культуры 1. Проявляет

устойчивый

интерес к

театральному

искусству и

театрализованной

деятельности.

Знает правила

поведения в

театре.

2. Называет

различные виды

театра, знает их

различия может

охарактеризовать

театральные

профессии 1 .Интересуется

театральной

деятельностью.

Знает правила

поведения в театре.

2. Использует свои знания в

театрализованной

деятельности 1. Не проявляет

интереса к

театральной

деятельности.

2. Затрудняется

назвать различные

виды театра

2. Речевая

культура 1. Понимает

главную идею

литературного

произведения,

поясняет свое

высказывание

2. Дает

подробные

словесные

характеристики

главных и

второстепенных героев 1. Понимает главную

идею литературного

произведения

2. Дает словесные

характеристики

главных и

второстепенных

героев 1. Понимает

содержание

произведения

2. Различает

главных и

второстепенных

героев

3. Эмоционально–образное

развитие 1. Творчески

применяет в

спектаклях и

инсценировках

знания о

различных

эмоциональных

состояниях и

характере героев,

использует

различные

средства

воспитателя 1. Владеет знаниями

о различных

эмоциональных

состояниях и может их

продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь

выразительности 1. Различает

эмоциональные

состояния и их

характеристики, но затруднятся

их продемонстрировать средствами

мимики, жеста,

движения.

4. Основы коллективной

творческой

деятельности 1. Проявляет

инициативу,

согласованность действий

с партнерами,

творческую

активность на

всех этапах

работы над

спектаклем 1. Проявляет

инициативу и

согласованность

действий с

партнерами в

планировании

коллективной

деятельности 1. Не проявляет

инициативы,

пассивен на всех

этапах работы над спектаклем

По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

Список литературы:

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет.

Методическое пособие. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.

5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М. : Соц. - полит. журн., 1994.

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 27 января 2014 в 14:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Савельева (УИ 147727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД