Ирина Носкова
Педагогический проект «Нравственное воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно себя вести в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Педагогический проект „Нравственное воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей за столом культуры поведения. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, гигиенические навыки приемы пищи.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения. Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но, чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, необходимо выполнять их с учетом возрастных особенностей.
Учеными доказано, что систематическое привитие культурно гигиенических навыков в дошкольном образовании является эффективным, поэтому в своей работе мы остановились на использовании именного этого метода.
Системность культурно гигиенических навыков включает в себя различные виды деятельности для осуществления конечного результата; ведет к результативности в работе по формированию предпосылок исследовательской деятельности, ведь ребенок – это маленький исследователь, который стремится к активной деятельности. А больший интерес в исследовании дошкольников привлекают объекты, которые его окружают, с которыми он сталкивается ежедневно в своей жизнедеятельности. Исходя из этого, мы решили реализовать проект под названием «Нравственное воспитание культуры поведения у старших дошкольников».
Участники проекта :
• Дети старшего дошкольного возраста;
• Родители.
Срок реализация проекта : 2014 -2015 год.
Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование системности для формирования культуры поведения у детей 5-6 лет за столом.
Объект исследования: особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения.
Предмет исследования: формирование культурного поведения у детей 5-6 лет за столом через деятельность.
Гипотеза: Элементарная деятельность способствует формированию культуры поведения за столом у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
1) Организация предметно-развивающей среды для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей за столом.
2) Система работы по формированию культуры поведения за столом с детьми 5-6 лет с учетом принципов систематичности и последовательности.
3) Формирование осознанного понимания и выполнения правил культурного поведения за столом.
Задачи:
1. Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания культуры поведения за столом у дошкольников.
2. Разработать проект по формированию культурного поведения за столом у детей 5-6 лет.
3. Провести конкурс для родителей, научить детей сервировать стол.
Основные мероприятия проекта :
Дети:
• Театрализованная постановка: «Как принять гостей. Как правильно вести себя за столом»;
Самостоятельная деятельность:
• Самостоятельная деятельность на тему: «Какую посуду лучше использовать для праздничного стола».
Совместная деятельность:
• Совместная деятельность с детьми на тему: «Давайте сделаем украшение для праздничного стола»;
Родители:
• Конкурс на лучшее фото на тему: «Оформление праздничного стола».
Ресурсы:
• Детская, кукольная мебель
• Столовые приборы;
• Чайная посуда;
• Бумажные салфетки, скатерть;
• Продукты (чай, конфеты для угощения детей).
Риски проекта :
• Незаинтересованность родителей;
• Невыполнение домашнего задания;
• Незаинтересованность детей.
Ожидаемые результаты проекта : Результаты проведенной работы могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений для формирования культурного поведения за столом у детей 5-6 лет.
Внедрение данной системы по формированию культурного поведения в практику, позволит изменить стиль работы с детьми и родителями. В результате чего изменится отношение детей и родителей к образованию в ДОУ:
• повысится детская самостоятельность, активность, любознательность;
• у детей будет более развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;
• дети станут увереннее в своих силах, успешнее адаптируются к изменившейся ситуации школьного обучения;
• произойдет вовлечение родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Оценка эффективности: На основе наблюдения за детьми в повседневной деятельности, участии и активной позиции на занятиях, в беседах, играх, можно сделать вывод, что после систематически проводимой работы по формирования культурного поведения за столом, где использовались различные методы и приемы, дети научились новым формам общения за столом, адекватным формам поведения, научились осознавать свое поведение, узнали об этикете, как накрыть стол, какую посуду лучше использовать, научились самостоятельно принимать решения, применяя вариативность создания образов сервировки, появился интерес к совместной деятельности. Таким образом, благодаря целенаправленной работе с детьми, эффективному использованию разнообразных форм, методов и приемов, созданию педагогических условий постепенно удалось решить те задачи, которые мы наметили.
Дальнейшее развитие проекта : Дальнейшее развитие проекта видим в усложнении целей, соответствующих возрасту и расширение задач. Внедрение в работу опытнической, экспериментальной деятельности. Организация экскурсии, например: детское кафе. Круглый стол (совместное чаепитие родителей с детьми, совместная сервировка стола). Выход с открытыми мероприятиями на неделе творчества. Совместное создание с детьми презентации по правилам этикета «Что значит быть культурным?» Публикация статьи «Устами младенца» в газете «Солнечные лучики» МБДОУ №69.