Татьяна Денисова
Педагогический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Во второй половине XX века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение. Люди не «чувствуют» природы, не контактируют с ней. Она стала для них отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учёными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Публикация «Педагогический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Для работников дошкольных учреждений важно организовать деятельность детей по изучению экологических понятий.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям.
Все использованные в проекте эксперименты просты в исполнении, не требуют сложного дорогостоящего оборудования и практически безопасны, поэтому они могу проводиться детьми в любом дошкольном учреждении.
Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников.
Задачи: 1. Приобретение детьми элементарных знаний и навыков посадки и проращивания различных семян. 2. Обучение детей уходу за растениями. 3. Развитие детской наблюдательности. 4. Формирование у детей осознанного отношения к растениям как к части природы.
Предполагаемый результат: наличие у детей представлений о растениях и их развитии; приобретение детьми навыков по уходу за растениями; сформированность задатков экологической культуры у дошкольников.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Реализация проекта.
1 этап (подготовительный). Подборка воспитателем методической и художественной литературы: С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Л. Н. Елисеева «Хрестоматия для маленьких», О. Узорова, Е. Нефёдова «Большая книга загадок». Чтение с детьми драматизация художественных произведеий: русская народная сказка «Вершки и корешки», украинская народная сказка «Колосок». Чтение и заучивание с детьми стихотворений: Я. Аким «Хлеб ржаной», Я. Дягутите «Рожь поёт», «Молотьба», «Каравай», Э. Мошковская «Кондитер». Использование загадок, например:
Без рук, без ног ползёт на порог (горох).
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук).
Я – весёлый молодец, я – зелёный (огурец).
Выросла травка – к пище приправка,
Её пожитки – душистые нитки (укроп).
2 этап (основной). Беседа «В гостях у доктора Айболита» (о пользе витаминов, зелени, свежих овощей и фруктов).
Организованная образовательная деятельность: «Вырастай-ка,огурчик».
Наблюдения и эксперименты: проращивание семян кресс-салата, огурцов, фасоли, севка лука в разных условиях (в земле в прозрачных стаканчиках, в воде в прозрачных стаканчиках, в лотке в мокрой марле, на свету, без света, на холоде, в тепле).
Фиксирование наблюдений:
1. Рассматриваем с детьми объект и вместе составляем о нём рассказ.
2. Игры: «Узнай по описанию», «Опиши – мы угадаем», «Что изменилось?», «На что это похоже?»
3. Зарисовывание объектов наблюдения.
4. Аппликация «Огородный натюрморт».
3 этап (заключительный).
Выставка семейных поделок «Ребятки с грядки».
Фотовыставка для родителей «Огород на окне»
Сбор и дегустация урожая детьми.
Презентация.