татьяна омельченко
Педагогический проект «Писатели, любимые с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (6–7 л, воспитатели, родители.
Вид проекта : Долгосрочный (сентябрь - апрель, информационный, творческий, познавательный.
Актуальность:
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. С. Михалков писал : «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить свою Родину, может стать подлинным патриотом».
Публикация «Педагогический проект „Писатели, любимые с детства“» размещена в разделах
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего детства.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребенка.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, она увлекает и развлекает, учит плакать и смеяться, развивает мышление и расширяет горизонты нашего мира. Прочитанная в детстве книга оставляет наиболее глубокий след в сознании, нежели книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить образцы поведения, воплощенные в образах героев. Книга развивает фантазию и учит мыслить. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, формируется чувство патриотизма.
Цель проекта : ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Развивать у детей любознательность, творческое воображение, память;
2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей;
3. Научить оценивать поступки героев, анализировать произведения;
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за страну в которой мы живем.
Этапы работы над проектом :
I. Поисковый этап
• Определение темы проекта, постановка цели и задач
• Изучение литературы по проектной деятельности.
• Подготовка методической литературы
II. Аналитический этап
• Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о писателях представленных на выставке? Что хотим узнать? Как узнать)
• Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий.
• Составления ООД, сценариев и развлечений.
• Создание презентаций.
Сотрудничество с родителями:
• Помощь в подборе библиотеки;
• Проведение акции «Подари книгу в группу»;
• Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;
• Изготовление книжки совместно с ребенком «Моя сказка»;
• Создание альбома «Любимые герои рассказов»
III. Практический этап.
Комплексно тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач
Перспективный план реализации проекта
Ф. И. О. автора Сроки
проведения Практическая деятельность с детьми
Н. Н. Носов Сентябрь-Октябрь
2022 1. Беседа с использованием презентации «Творчество Н. Н. Носова»; ООД «Рассказы Н. Носова»
2. Чтение произведений: «Живая шляпа», «Огурцы», «Замазка», «Мишкина каша», «Бобик в гостях у Барбоса», «Фантазёры» и др.
3. Литературная викторина по рассказам Н. Н. Носова
4. Создание стенгазеты «Самый интересный рассказ»
5. Инсценировка по произведениям
К. Д. Ушинский
1-2 неделя
ноября
2022 1. ОД «Творчество К. Ушинского. Чтение сказки «Слепая лошадь»
2. Чтение художественной литературы по произведениям К. Д Ушинского,
- «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», сказка «Спор воды с огнем», «Лес и ручей», рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении.
3. Пересказ произведений по опорным схемам.
В. В. Бианки 3-4 неделя
ноября
2022 1. Беседа с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки»; ОД «Пересказ рассказа В, Бианки «Музыкант»
2. Оформление с детьми книг-самоделок
3. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц»
4. Чтение произведений: «Хвосты»; «Кто чем поет»; «Чей нос лучше»; «Лесные домишки»; «Чьи это ноги?»; «Теремок»; «Синичкин календарь»; «Первая охота»
5. Изготовление книжек малышек «Забавные животные»
С. Я. Маршак Декабрь
2022 1. Беседа с использованием презентации «Знакомство с С. Я. Маршаком»; ОД «Знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».
2. Чтение произведений: «Откуда стол пришел?» ; «Двенадцать месяцев»; «Пограничники»; «Почта»; Рассказ о неизвестном герое.
3. Прослушивание произведений
4. Разучивание понравившихся отрывков
5. Совместное просматривание мультфильмов с детьми
В. А. Осеева Январь
2023 1. Беседа с использованием презентации «Открывая книгу, открываем мир!»;
2. Чтение произведений: «Добрая хозяюшка»; «Кто всех глупее?»; «Плохо»; «Печенье»; «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.
3. Совместные работы для художественной галереи
4. Совместные работы по художественным произведениям
А. С. Пушкин Февраль
2023 1. ООД («Беседа о Пушкине А. С. Путешествие по сказкам Пушкина»
2. Просмотр мультипликационных фильмов
3. Чтение литературных произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Просмотр мультфильмов «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; «Сказка о золотом петушке»;
4. Выставка книг разных изданий по произведениям А. С. Пушкина. Рассматривание и сравнение иллюстраций.
5. Прослушивание музыки Н. А. Римский – Корсаков «Полет шмеля»
В. Ю. Драгунский 1-2 неделя марта
2023 1. Беседа с использованием презентации «Интересная жизнь В. Ю. Драгунского»;
2. Беседы по рассказам «Сверху, вниз, наискосок», «Друг детства».
3. Чтение произведений: Денискины рассказы
4. Создание стенгазеты в технике коллаж «Герои Денискиных рассказов»
Л. Н. Толстой 3-4 неделя марта
2023 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
2. Чтение произведений: «Старик сажал яблони»; «Старый дед и внучек»; «Филиппок»; «Котенок»; «Бабушка и внучка»; «Косточка»
3. Придумывание различных окончаний к произведениям Л. Н. Толстого
4. Домашнее задание: подбор иллюстраций, загадок, пословиц к произведениям Толстого
И. А. Крылов Апрель
2023 1. Беседа с использованием презентации «Баснописец И. А. Крылов»; 2. Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам. 3. Инсценирование басен И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др.
4. Просмотр презентаций по басням.
5. Инсценировка басни «Ворона и лисица»
6. Прослушивание фоновой музыки
Е. И. Чарушин Май
2023 1. Беседа с использованием презентации»; «Лесные сказки Евгения Чарушина»
2. Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций:
- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».
- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».
- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении.
3. Пересказ произведений по опорным схемам.
4. Слушание «Голоса леса»
Социально – коммуникативное развитие:
• Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гостях у писателя»
• Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сказки на ночь. Мы читаем с мамой»
Дидактические игры
• «Собираем сказку»
• «Литературное лото»
• «Волшебные предметы»
• «Волшебный сундучок»
• «Писатели и книги»
IV.Контрольный этап
Создание альбома «Мой любимый герой»
Создание книжки совместно с родителями «Моя сказка»
Создание книжки-малышки «Мои любимые животные»
Создании атрибутов для театрализованной деятельности
Фотовыставка «Я и моя любимая книга»
Выпуск стенгазет и коллажей по прочитанным произведениям
Презентация проекта.
Предполагаемые результаты проекта :
В результате реализации нашего проекта дети :
- познакомятся не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей.
- научатся слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ).
- повысится уровень речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.
- активизируется участие родителей в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми
- библиотека группы пополнится интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.
Использованная литература:
1. Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. : Просвещение, 1984. - 240с.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа ДО/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
4. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб. : АНО ОЦ «Гелиос», 2009
Результативность проекта :
В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.
Родители наших воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми,подборе иллюстраций к уже проситанным произведениям, создании и приобритении атрибутов для театрализованной деятельности, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы, созданные по тем или инным произведениям, так же провели акцию «Подари книгу в группу», благодаря чему, библиотека нашей группы пополнилась интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.
Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.
Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.