татьяна доронина
Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста «Мы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
первой квалификационной категории
Доронина Татьяна Геннадьевна,
Актуальность проекта:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Публикация «Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста „Мы в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2017 г.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. 4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию, ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Основные целевые группы участников проекта:
- дети;
- воспитатели; - родители;
- Старшая медсестра ; - Музыкальный руководитель
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в проекте будут принимать участие 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 27 родителей, 2 воспитателя, муз. руководитель, медсестра. За период в 6 месяцев будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми лёгкой и средней степени адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Формы работы:
- Индивидуальная работа с детьми;
- Работа с родителями.
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Создание развивающей среды.
3. Заключительный этап: «Гостиная для родителей».
Фотоотчет «Мы в детском саду»
4. Итоги.
Подготовительный этап:
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.
2. Знакомство с родителями. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.
3. Изучение литературы по данной теме.
Основной этап:
1. Заполнение карт адаптации воспитанников с момента поступления в группу до окончания проекта. (Образец карты адаптации)
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения ___ Возраст ___ Дата поступления___
Адаптационные дни 1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64 -й 128-й
Настроение
Аппетит:
Завтрак
Обед
Ужин
Сон:
Засыпание
длительность
Активность:
В игре
В речи
Взаимоотношения с детьми
Взаимоотношение со взрослыми
Условные обозначения:
Положительно + Неустойчиво + Отрицательно -
Болел - Б Находился дома -Д
2. Изготовление и приобретение развивающих игрушек, дидактических игр, различных видов конструктора, строитель.
3. Психогимнастика: Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой».
4. Игровая деятельность:
Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем («Большие – маленькие», «Иди ко мне», «Маленькие зайчики».)
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомством с культурой поведения (Упражнение «Покачай малыша!», «Игра с собачкой», «Собери игрушки».)
Игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми («Позови»)
Пальчиковые игры, опыты для малышей («Дружные пальчики»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит?», «Пляшут наши детки!»).
Словесные игры («У кого какая мама». «Вот Я какой!», «домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».)
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик», «Сварим Кате обед».)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485004.jpg[/IMG]
Познание (знакомство с явлениями природы, ФЭМП, конструктивная деятельность)
Разнообразные конструкторы, задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485073.jpg[/IMG]
Физические упражнения и игры со спорт. инвентарем (Упражнение «Наши ножки”, «Мяч в кругу».)
Художественное творчество:
- Рисование: («Нарисуем солнышку лучики», «Украсим платье пальчиками», «Дождик».)
- Лепка: («Солнышко», «Колобок», «Угостим куклу конфетой»)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки».
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения: К. Чуковского «Муха-цокотуха»,
Стихотворение С. Михалкова «Щенок»,
Е. Благининой «Котенок».
Осенний праздник «Осенние забавы"
Новогоднее развлечение для детей «Гости на ёлке»
Заключительный этап:
1. Гостиная для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
2. Фотоотчет «Мы в детском саду».
Итоговый этап:
1. Анализ проведенной работы.
2. Определение степени адаптации ребёнка.
Результаты анализа адаптационных карт детей. 3. Заключение.
Анализ результатов.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
i]Основные результаты внедрения проекта:[/i]
Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Определение степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Группа "Звездочка", количество детей 15 человек, возраст 1.5 – 2,5 года. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Результаты анализа адаптационных карт детей.
Из 15 ребят, постоянно посещающих детский сад, у 7 (47,2%) адаптация прошла в лёгкой форме, у 3 детей (19,8 %) - адаптация прошла в средней форме. Детей с тяжелой формой адаптации – 5 (33%).
На основании диагностики выявилось:
7 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада, активно контактирует со взрослыми и детьми.
3 детей адаптировались в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. При поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.
У 5 детей адаптационный период очень тяжелый. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленность к режимным моментам детского сада. В период адаптации таких малышей старалась приложить максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям, составлен гибкий режим дня, который позволил учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
У детей в группе эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности подражают взрослым, наблюдают за действиями взрослых и сверстников.
С родителями проведены беседы и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. В группах проведены родительские собрания, на которых рассматривался вопрос «Адаптация ребенка к детскому саду».
Выводы:
Таким образом, благодаря совместным усилиям адаптация детей в группах раннего возраста детского сада прошла благополучно.
Рекомендации:
Продолжать пополнять предметно - развивающую среду группы. Продолжать самообразование по теме «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Заключение.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. Подготовка ребенка к поступлению в детский сад началась за три – четыре месяца до приёма в группу. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. Впервые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Литература:
1. АверинаИ. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
2. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
3. Боброва Т. А. «Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от двух лет в условиях ДОУ»,
4. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Воронеж, 2004
5. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
6. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
7. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
8. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
Ильина И. С. «Адаптация ребенка к детскому саду»
9. Колдина Д. Н «Лепка с детьми в детском саду» М., 2016
10. Комарова Т. С. «Ребенок третьего года жизни»
11. Кравченко И. В., Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
12. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, «Учитель» - 2009 г.
13. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2008
14. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, «Учитель» - 2006 г.
15. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2016
16. Павлова П. А., Гобунова И. В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
17. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми» М. ,2015
18. Роньжина А. С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
19. Правила внутреннего распорядка МБДОУ «Детский сад «Солнышко» .
20. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
21. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного образования» сборник под редакцией Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой;
22. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград, «Учитель» - 2007 г.
23. Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр».
24. Устав ДОУ №52