Папки-передвижки

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности

Анастасия Кулакова
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности

Педагогический проект

«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».

Разработчик: Кулакова А. Н.

г. Тавда 2017г.

Вид проекта : информационно – исследовательский.

Продолжительность проекта : сентябрь – май.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Участники проекта : дети, воспитатель, физкультурный руководитель, родители воспитанников.

Публикация «Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Актуальность проекта : Опираясь на научно – педагогический опыт выдающихся исследователей Савенкова, Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с экспериментированием, формирование у детей умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной системной работы, привели к выбору темы проекта.

Объект проекта : Процесс развития познавательно – исследовательской деятельности.

Предмет проекта : Формы, методы и приёмы, как условия формирования познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Цель: Развить творческую, познавательноисследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.

Предполагаемый результат:

• Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и. т. д.)

• Повышение уровня развития речи у детей.

• Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

• Проявление интереса родителей к данной проблеме.

Этапы реализации проекта :

1) Организационный.

Подборка и изучение научно – методической литературы, научно – практических материалов. 1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире песка» -М. Т. Ц. «Сфера», 2009г.

2. Менщикова Л. И. «Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет – Волгоград: Учитель, 2009г.

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ, 2003г.

4. Прохорова Л. Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Практическое пособие – М:АРКТИ,2003.

5. Журнал: «Дошкольная педагогика». (октябрь 2011г)

6. Журнал : «Воспитатель». №11 – 2011г.

Сбор методик проведения познавательно – исследовательской деятельности. • Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».

• Паршукова И. Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации мини лаборатории.

• Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».

Выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей. Сентябрь, октябрь - тема «Воздух».

Ноябрь, декабрь - тема «Вода».

Январь - тема «Снег и лёд».

Февраль - тема «Жизнь растений».

Март – тема «Магнит».

Апрель, май – тема «Песок и глина».

Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Схемы опытов, пособие для экспериментирования, картографы, предметные картинки, альбомы с иллюстрациями, сосуды, лупы, сито, дощечки, палочки, трубочки, шарики, микроскопы, пинцеты, камешки, косточки, пробирки, песок, глина и. т. д.

Подборка диагностического материала. Рекомендации Прохоровой Л. Н.

2) Основной

Задачи

исследования Содержание опытов Формы и методы работы

с детьми в разных видах

деятельности Элементы предметно-

развивающей среды Работа с родителями

Сентябрь

Тема «Воздух»

Задачи

1: Подвести детей к пониманию того,

что воздух невидим, прозрачен.

2. Подвести детей к пониманию того,

что воздух есть во всем.

'3. Подвести детей к пониманию того,

что воздух легкий.

4. Подвести детей к пониманию того,

что воздух имеет вес. 1. Взять пустой стакан и банку с

водой, перевернуть стакан вверх дном

и медленно опускать его

в банку. Стакан держать ровно.

2. Взять стакан с водой и трубочку, опустить трубочку в стакан и подуть в неё.

З. Взять надувные игрушки и

опустить их в таз с водой.

4. Взять палку длиной около 60 см.

на ее середине закрепить

веревочку, к обоим концам палки

привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку на веревочку.

Палка весит горизонтально. Познавательная деятельность :

- беседа с детьми «Откуда берется

воздух, ветер»

- чтение стихотворения о ветре;

- чтение произведения «Легкие планеты».

Чтение: чтение рус. нар сказки – «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.

Музыкальная деятельность : работа над

дыханием, упражнения на поддувание.

Игровая деятельность : игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Продуктивная деятельность :

конструирование из бумаги «оригами»

(тюльпаны надуваются с помощью

воздуха).

1. Схемы опытов.

2. Пособия для экспериментов.

З. Картинки: вентилятор,

веер и т. п,

4. Альбом «Люди и небо».

5. Кроссворд на тему: «Воздух». Работа с родuтe лями:

- консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,

«Дыхательная гимнастика для детей»;

- изготовление игрушек для игр с воздухом.

Октябрь

Тема «Воздух»

Задачи

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.

2. Дать детям понятие о движении

воздуха.

3. Дать понятие о загрязнении воздуха.

1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.

2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске

свое «море» : красное, черное, желтое. Дети дуют на воду - получаются «волны».

З. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.

Познавательная деятельность :

- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;

- разгадывание загадок;

- уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Чтение:

-чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

Продуктивная деятельность : передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.

- конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

Игровая деятельность : пускание парусных корабликов по воде.

Зарисовка опытов. Фотографии. Изготовление вееров

Консультация "Влияние свежего воздуха на орга-низм".

Ноябрь

Тема «Вода»

Задачи

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. .

2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная

З. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

1. Во время мытья рук измерить

температуру воды.

2. Взять два стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки

или монетки.

3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

4. Сравнить запах в стаканах, с обычной водой и с водой, в

которую добавлен ароматизатор. Чтение: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; заучивание потешек о воде. Продуктивная деятельность : окраска воды с помощью красок.

Музыкальная деятельность : слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность :

опрыскивание

растений в уголке природы.

Игровая деятельность :

дидактическая игра

«Волшебница-вода».

1. Картографы "Свойства воды».

2. Изображения ручья, реки, озера,

моря, океана.

З. Карта мира.

4. Пособие «Круговорот

воды в природе».

Беседы о закаливающих процедурах.

Декабрь

Тема «Вода»

Задачи

1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.

2. В один стакан положить речной

песок, в другой

сахарный.

3. Налить воду в сосуды разной

формы. Познавательная деятельность : занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений».

Рассматривание альбома «Природа родного края».

Коммуникативная деятельность :

-отгадывание загадок.

-разучивание произведений народного творчества.

-беседа: «Почему люди болеют?»

Чтение: сказка Чуковского «Айболит».

Продуктивная деятельность : рисование озёр, рек, прудов.

Игровая деятельность :

Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

1. Сосуды.

2. Речной и сахарный песок.

3. Альбомы с иллюстрациями. Изготовление игрушек для игр с водой.

Январь

Тема «Снег и лед»

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

2. В сильный мороз налить одинаковое количество

воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

Познавательная деятельность :

Занятие «Зима».

Коммуникативная деятельность :

Беседа: «Зимние забавы», заучивание стихов И. Сурикова, А. Барто, Ф. Тютчева., беседа: «Польза снега в сельском хозяйстве».

Продуктивная деятельность :

Моделирование из ваты: «Снегири».

Рисование гуашью: «Зима». 1. Картотеки опытов.

2. Книги С. Сахарнова «По

морям вокруг земли»,

3. Иллюстрации на тему «Зима». «Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки и забавных поделок».

Февраль

Тема «Жизнь растений».

Задачи:

1. Закрепить умения ухаживать за

растениями, называть свои действия,

устанавливать простейшие связи

между явлениями природы и жизни

растений.

2. Помочь детям видеть красоту

природы. 1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.

2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое в светлое. З. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через не которое время стебли окрасятся).

Познавательная деятельность : наблюдение за прорастанием семян.

Чтение: чтение произведений о растениях; заучивание стихов.

Продуктивная деятельность : рисование первых весенних цветов.

Игpовая деятельносmь : игры с природным материалом; дидактическая игра "Покажи стебель,

листок, цветок». Схемы роста растений; блюдца для проращивания семян, коллекция семян. Модель «Огород на окне». Подборка семян растений для коллекции.

Март

Тема «Магнит»

Задачи:

1Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;

2. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

3. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. 1. Из множества предметов (магнетические и немагнетические, отобрать с помощью магнита только железные.

2. Предложить детям достать железный предмет из таза с водой, не замочив при этом руки.

3. Фокус «Летающая бабочка». Чтение:

Сказки П. Бажова «Огнивушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка».

Коммуникативная деятельность :

Беседа: «Из чего делают железо?»

Игровая деятельность :

Д/и «Рыболовы», «магнитная геометрическая мазаика», «магнитная касса цифр и букв». Магнит, коробочка с предметами из разных материалов.

Таблица – схема для занесения результатов, коробка, нарисованные бабочки, нитка, скрепка, скотч, таз с водой. Оклеивание коробок из под обуви для фокуса «Летающая бабочка».

Апрель

Тема «Песок и глина».

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того,

что почва бывает песчаная и глинистая.

2. Выяснить, что в почве для жизни

живых организмов есть воздух и вода.

3. Познакомить детей со свойствами

песка и глины: рыхлые, сыпучие, твёрдые.

1. Взять стаканы с песком и глиной,

предложить высыпать песок

и глину в чашку, перемешать.

2. Попробовать «посадить» палочку

в стаканчики с песком и

с глиной поочередно.

3. Предложить слепить шарики из

сухой, потом из влажной глинЫ. Игровая деятельность : игры с песком.

Познавательная деятельность : посадка лука в почву.

Песок, глина, палочки, лупа,

сито, дощечки, семена фасоли, лук.

Май

Тема «Песок и глина».

Задачи:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. 1. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.

2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. Трудовая деятельность : посадка фасоли.

Познавательная деятельность : экскурсия на огород.

Продуктивная деятельность : лепка

из глины.

1. Стаканчики с землёй и глиной.

2. Семена фасоли.

3. Лупа. Выставка поделок

из глины.

3)Заключительный

Обмен опытом с коллегами на уровне города (семинар).

Публикации по теме:

Проект «Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности» Проект: «Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности» Тип проекта: долгосрочный Вид проекта: внутригрупповой;.

Педагогический проект. Формирование познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментиров Муниципальное казенное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Пролетарская средняя общеобразовательная школа.

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Следопыты страны чудес» Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет «Следопыты страны чудес» Актуальность «Умейте открыть.

Планирование по познавательно-исследовательской деятельности Тема недели Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции разных видов деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бесценная вода» Проект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бесценная вода» Актуальность проекта: Экологическое образование.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — источник жизни» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Вода – источник жизни». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный.

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Такая разная пуговица»Проект познавательно-исследовательской деятельности «Такая разная пуговица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Познавательно-исследовательская деятельность.

«Вода — основа жизни на земле». Проект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Проект старшей группы.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Пуговицы» Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно - научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 13 января 2019 в 13:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД