Светлана Минибаева
Педагогический проект «Профессия инженер — робототехник» по ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : реализация инновационного проекта по ранней профориентации дошкольников «Шаг в будущее» предполагает для детей подготовительной группы профессиональное информирование, развитие и воспитание при ознакомлении с профессиями будущего. Одной из таких профессий «инженер-робототехник», является самым перспективным направлением инженерии — создание и обслуживание роботов.
Публикация «Педагогический проект „Профессия инженер — робототехник“ по ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Данный проект помогает организовать деятельность дошкольников, направленную на развитие технического творчества, которое способствует формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Цель: создание условий для развития детского научно-технического творчества, представление о робототехники и о роботах, которые уже нас окружают, познакомить с профессиями будущего.
Задачи проекта :
- профессиональное информирование : расширять представления детей о труде людей инженерных, технических профессий; познакомить с историей роботов и робототехники; создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения дошкольниками моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей и их частичное программирование.
- профессиональное развитие : формирование надпрофессиональных навыков :
Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
Умение управлять проектами и процессами.
Программирование - Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
-профессиональное воспитание : воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, самостоятельность; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах.
Тип проекта : творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (один месяц)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Планируемый результат:
для детей:
Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве имеют навыки работы с различными источниками информации.
Дошкольники овладели разными формами и видами творческо-технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике, научились различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Сформированы умения работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи; довести решение задачи до готовности модели.
Сформированы умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Сформирован устойчивый интерес к робототехнике.
Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов исследовательской и проектной деятельности.
для родителей:
повышена заинтересованность родителей в ранней профориентации их детей;
домашнее задание: вместе с детьми изготовить костюм или макет роботов.
Особенность данного проекта заключается в инновационной системе познавательного развития дошкольников : в практико-ориентированном подходе к формированию целостной картины мира на основе робототехники. Проект помогает обеспечить соответствующие условия для технического развития детей старшего дошкольного возраста, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.
Этапы проекта
I этап (организационный) :
1. Методическое обеспечение: разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, выбор технологий.
2. Подготовка дидактического материала (атлас новых профессий, презентация «Роботы в жизни человека», «История робототехники», художественная литература (А. Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А. Азимов «Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка «Город роботов»).
3. Создание РППС (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ, оборудование для сюжетно-ролевых игр (бросовый материал, изготовление СУПЕРРОБОТА).
4. Взаимодействие с родителями по реализации проекта : домашнее задание – создать робота и представить (подготовка к дефиле роботов).
II этап (практический) : реализация тематического плана через организацию организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ДАТА ООД совместная и самостоятельная деятельность взаимодействие с родителями
«Роботы – кто это?».
Познавательное развитие: знакомство с профессией «инженер-робототехник» атлас новых профессий; презентация «Роботы в жизни человека».
Худ. эстетическое развитие: «Роботы для каждого».
Конструктивно-модельная деятельность: робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ.
«Мой робот».
«Дефиле роботов». Беседа о роботах.
Сбор материала о
роботах помощниках. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему «Роботы помощники».
Чтение художественной литературы А. Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А. Азимов «Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка «Город роботов».
Сборка СУПЕРРОБОТА.
Сюжетно-ролевые игры: «Инженеры-конструкторы», «Программисты», «Я – робот». Выставка роботов «Robotics-Expo». Изготовление роботов помощников из бросового материала, совместно с родителями.
III. Заключительный этап.
Продукты проекта :
Конструирование роботов (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ приложение 1).
Конспекты занятий (приложение 2).
Сборка модели суперробота (приложение 3).
Мероприятие «Дефиле роботов» (приложение 4).
СУПЕРРОБОТ «ЭМИ», костюмы и модели роботов из бросового материала.
Вывод:
Дети много узнали о роботах, получили заряд положительной энергии. Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, изучение информации в интернете, чтение книг (при помощи взрослого) дало детям возможность изучить и сравнить предназначение роботов и человека. Дети выяснили, что роботы бывают разными : механические, биороботы, нанороботы. Исследование подвело их к выводу, что роботов придумал человек для облегчения своего труда. Более тесное знакомство с робототехникой вызвало у детей еще большее стремление к конструированию, это первый шаг к будущим профессиям.
Научились:
- работать в команде;
- создавать схемы-проекты своих идей;
- презентовать свои проекты;
- делать сюжетные постройки из конструктора и бросового материала;
Приобрели:
- навыки в решении изобретательских, технических задач в процессе конструирования;
- необходимые знания и умения для конструирования и сборки моделей из образовательного робототехнического конструктора ТЕХНОЛАБ.
Список литературы:
1. Атлас профессий будущего.
2. Методические рекомендации «Образовательный робототехнический модуль «ТЕХНОЛАБ», Д. А. Каширин, А. А. Каширина.
3. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEM – лаборатория», Е. А. Беляк.
4. Интернет – ресурсы.