Юлия Решетова
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Тип проекта : творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любового конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
ФОРМЫ:
занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ.
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА :
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы во второй младшей группе № 3 МБДОУ ЦРР детского сада № 2 ст. Каневской Краснодарского края:
С ДЕТЬМИ
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;
- проведение подвижных игр;
- специальные игровые задания;
- психогимнастика.
- С РОДИТЕЛЯМИ
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :
проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- У детей повысить интерес к устному народному творчеству ;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм : «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток».
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.