Татьяна Дащенко
Педагогический проект «Ребятам о зверятах»
▼ Скачать + Заказать документы
г. николаевск-на-Амуре, 2013 г.
Педагогический проект
Тема: «Ребятам о зверятах»
Автор проекта : Дащенко Т. В.
Адресная группа: воспитанники второй младшей группы «Лучики» (дети 4-х лет,
д с №2 «Белочка»
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно - творческий.
По содержанию: включает ребёнка и природу.
По характеру участия ребёнка в проекте : исполнитель
Публикация «Педагогический проект „Ребятам о зверятах“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
По характеру контактов: групповой (воспитанники группы в количестве 10-12 человек).
По продолжительности: средней продолжительности (месяц).
Концепция проекта
«Что такое человек без диких зверей?
Если все звери исчезнут, человек осиротеет и
тоже погибнет, поскольку то, что случилось с
животными, произойдет и с человеком».
В. Смальт.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве.
В природе все взаимосвязано между собой и человеком, который сам часть природы тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине человека.
Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко.
Обращаясь к программным задачам и опираясь на результаты проведенной диагностики решила остановиться на теме «Дикие животные нашего леса», через технологию проектной деятельности. К тому же после введения в образовательную программу ФГТ этот метод наиболее актуален и дает возможность максимально раскрыть познавательные, творческие, исследовательские способности детей.
Актуальность проблемы: необходимость формирования у детей знаний о диких животных леса.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Поэтому возникла идея разработки и реализация проекта «Ребятам о зверятах», которая позволит у детей обогатить знания о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Ребятам о зверятах».
Задачи проекта :
Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным нашего леса, как к живым существам.
Создать в группе условия для расширения представления о животных.
Формировать представление детей о многообразии мира животных по программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», где отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи проекта по образовательным областям:
Познание: Формирование представлений о диких животных нашего леса, расширение кругозора детей.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Чтение художественной литературы: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.
Художественное творчество: Развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках (панно-леса, макет «Животные леса»).
Музыка: приобщать детей к музыкальной культуре через слушанье музыки.
Безопасность: Соблюдение элементарных правил поведения с животными.
Физическая культура: Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Предполагаемый результат:
- знание детьми диких животных и их детенышей;
- определение среды обитания;
- осознание приносимой пользы;
- установление причинно - следственных связей между образом жизни и средой обитания.
- уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
План реализации проекта
этап
Методы реализации
Содержание
деятельности Форма
представления результатов
Аналитико-прогностический Теоретический анализ, методы изучения литературы и ресурсов (развивающая среда, интерес к данной теме через беседу, анализ продуктов деятельности, метод проектирования Выработка
функционального представления о проблеме животных.
Формулирование целей и задач проекта, его предполагаемых результатов.
Проведение первичной и вторичной диагностики, анализ полученных данных.
Построение системы работы с детьми: перспективное планирование занятий, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом.
Внедренческий Беседа, анализ продуктов деятельности,
игра. Совместная деятельность педагога с детьми : НОД, игры, беседы, художественно-продуктивная деятельность, рассмотрение картин, иллюстраций, разгадывание загадок, слушание характерной музыки. Презентация к проекту «Животные леса».
НОД на тему: «Животные нашего леса».
Ручной труд-изготовление детьми панно – леса, макет «В гости к лесным зверятам», приобретение муляжей игрушек-зверюшек.
Просмотр слайдов, подготовлена папка – передвижка позволяющая лучше узнать о животных (среда обитания, пища, детёныши).
Художественное творчество детей с родителями: лепка, рисунки, поделки.
обобщающий Беседа, анализ продуктов деятельности,
игра.
Результат работы и их анализ, диагностика.
Оформление педагогического проекта.
Трансляция педагогического опыта. Выставка детских работ с родителями: рисование – разукрашивание дикого животного, поделки из солёного теста.
Срок проведения: апрель, май.
2013г.
Анализ результативности проекта
Результаты исследования показывали, что представления дошкольников о животном мире стали более конкретны. Дети обращали внимание не только на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, но достаточно легко находили общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, т. е. классифицировать. Стали более верными представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни. Дети усваивали понятия (дикие и домашние животные,знают, чем питаются и как охотятся на других животных.
Мною были разработанные и проведённые занятия, дидактические, экологические игры вне занятий, что обеспечило интерес детей к предлагаемому материалу и способствовало лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира. Чтобы поддержать такую инициативу детей, в группах в отдельном уголке был размещен материал для организации детьми игр о диких животных (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением диких животных, панно –леса, макет «Животные леса»). Таким образом удовлетворялся возрастающий интерес младших дошкольников к диким животным, конкретизировались полученные ранее представления,
что дало возможность ребёнку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Методы и приемы:
• Практические: дидактические, экологические игры, физминутки о животных, пальчиковые игры, игровая ситуация во время занятий (лесной житель, волшебник).
• Наглядные: показ, рассматривание иллюстраций, книг, журналов, открыток с лесными зверями, просмотр DVD записи.
• Словесные: беседа, объяснение, сравнение и художественное слово, загадки.
Овладение методами и приемами, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые знания, умения и навыки для выполнения различных по содержанию работ.
Для оценки результативности реализации проекта разработана диагностическая карта сформированности развития детей о животном мире. Анализ диагностического обследования детей младшей группы в количестве 20 человек показал следующие результаты:
Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных
(вопросы для диагностики) :
Кто такие дикие животные?
Почему их так называют?
Как их можно назвать по-другому?
Почему их можно назвать по-другому – звери?
Какова среда их обитания (где они живут?
Какие дикие животные живут у нас – в Хабаровском крае?
Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
Чем они питаются?
Как устроены их жилища?
Зачем им нужны такие жилища?
Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка?
Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?
В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?
Диагностика показала на конец года высокого уровня знаний и умений о диких животных с 5% - 92%. Можно сделать вывод, что конечный результат совпал с планируемым. Цель поставленная в начале проекта бала достигнута. Результаты реализации проекта показали, что данная работа может быть использована педагогами, как дополнение к реализации общеобразовательной программы. На будущее планирую продолжать изучения о диких животных более углублённо (узнать следы животных, их хвосты и т. д). Продолжать внедрять проектный метод на своих занятиях.