Мария Бирюкова
Педагогический проект «Волшебные ладошки» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Принято Утверждено приказом:
на заседании педагогического Совета №___
МБДОУ «Детского сада № 151»
От«___»___2016 г.
Протокол №___ Заведующий МБДОУ
От «___»___2016 г. «Детский сад № 151»
___ Оськина Т. И.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«Волшебные ладошки»
(срок реализации 1 год)
Публикация «Педагогический проект „Волшебные ладошки“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Возраст детей с 3 до 4 лет
Авторы : Воспитатели
Бирюкова М. Н.
Рязань
2016 г.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.
В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т. е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Все это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик.
Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей :
1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
2. сенсорного восприятия;
3. глазомера;
4. логического мышления;
5. воображения;
6. волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
7. художественных способностей и эстетического вкуса.
Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Методическое обеспечение:
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 15 минут.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– ватные палочки;
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
• открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
Оценка результата воспитателем.
(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
(– 1 балл – ребенок справился с заданием.
Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
СЕНТЯБРЬ
1. Тема: «Мой любимый дождик»
Техника : Рисование пальчиками
Программное содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.
Оборудование : Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
2. Тема : «Весёлые мухоморы»(1 занятие)
Техника :Рисование пальчиками
Программное содержание: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
Оборудование: Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая,салфетки, иллюстрации мухоморов.
3. Тема: «Весёлые мухоморы»(2 занятие)
Техника : Рисование пальчиками
Программное содержание: Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)
Оборудование: С предыдущего занятию + сухие листья.
4. Тема : «Жёлтые листья летят».
Техника : Рисование ладошками.
Программное содержание: Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.
Оборудование: Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
ОКТЯБРЬ
1. Тема: «Птички клюют ягоды».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Пол-листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.
2. Тема: «Свитер для друзей».
Техника: Рисование ладошкой и пальчиками.
Программное содержание: Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить
составлять элементарный узор.
Оборудование: Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
3. Тема: «Солнышко».
Техника: Рисование ладошками.
Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
4. Тема: «Ягоды на тарелочке».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Листы круглой формы (тарелочка,гуашь красного цвета.
НОЯБРЬ
1. Тема: «Виноград»
Техника:Рисование пальчиками.
Пограммное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
Оборудование:Листы белого цвета с нарисованными листьями
винограда,гуашь синего и зелёного цвета.
2. Тема: «Зайчик»
Техника:Рисование пальчиками.
Программное содержание: Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
Оборудование:Листы серой бумаги с изображением зайчика,гуашь белого цвета.
3. Тема: «Лес»
Техника :Рисование пальчиками
Программное содержание:Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование:Листы белой бумаги,гуашь,салфетки.
4. Тема: «Красивые цветы»
Техника:Рисование ладошками.
Программное содержание:Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование:Листы белой бумаги,гуашь,салфетки.
ДЕКАБРЬ
1. Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
Оборудование: Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый, зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.
2. Тема: «Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Закрепить умение рисовать пальчиками. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником.
Оборудование: Листы бумаги, краска гуашь разных цветов.
3. Тема: «Красивая салфеточка».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.
Оборудование: Белая бумага размером 50*50. Гуашь разных цветов.
4. Тема: «Весёлый осьминог».
Техника: Рисование ладошками.
Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета.
ЯНВАРЬ
1. Тема: «Мои рукавички»
Техника: Рисование ладошками.
Программно содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь разных цветов.
2. Тема: «Волшебные картинки».
Техника: Рисование ладошкой.
Программное содержание: Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.
Оборудование: Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь разных цветов.
ФЕВРАЛЬ
1. Тема: «Цветочек для папы».
Техника: Рисование ладошкой.
Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Ватман, гуашь разных цветов.
2. Тема: «Весёлый снеговик»
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.
3. Тема: «Снег кружится».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.
Оборудование: Листы голубой бумаги.
МАРТ.
1. Тема: «Мимоза для мамы».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 44. гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти.
2. Тема: «Солнышко».
Техника: Рисование ладошками.
Программное содержание: Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.
Оборудование: Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.
3. Тема: «Божьи коровки на лужайке».
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
Оборудование: Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.
4. Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Техника: Рисование ладошками.
Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.
АПРЕЛЬ.
1. Тема: «Фрукты в банке»
Техника: Рисование пальчиками.
Программное содержание :Продолжать учить детей рисовать пальчиками,закреплять знания основных цветов.
Оборудование :Нарисованные заранее банки,гуашь красного,желтого,зелёного цвета.
2. Тема: «Птичка»
Техника: Рисование ладошкой.
Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Листы белой бумаги 30*30,гуашь желтого цвета.
3. Тема: «Морковка»
Техника: Рисование пальчиком.
Программное содержание: Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
Оборудование: Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.
4. Тема: «Рыбка»
Техника: Рисование ладошкой.
Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Оборудование: Листы белой бумаги 30*30,гуашь синего цвета.
МАЙ.
1. Тема: «Красивые цветы для пчелки»
Техника. Рисование ладошкой.
Программное содержание: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета,развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки
2. Тема: «Травка»
Техника: Рисование ладошкой.
Программное содержание: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
Оборудование :Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.
3. Тема: «Одуванчик»
Техника: Рисование пальчиком.
Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование :Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.
4. Тема: «Бабочка»
Техника :Рисование ладошкой.
Программное содержание: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы белой бумаги, гуашь разных цветов.
Используемая литература
1. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду" Москва, "ТЦ Сфера", 2015г.
2. Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М. : АСТ:Астрель, 2010
3. Беззубова Г. В. Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. : Гном, 20133
4. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. - СПб. : Паритете, 2014
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные виды рисования