Папки-передвижки

Педагогический проект «Воспитание искусством»

Ольга Чернова
Педагогический проект «Воспитание искусством»

Педагогический проект «Воспитание искусством»

Введение.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Публикация «Педагогический проект „Воспитание искусством“» размещена в разделах

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

В чем же причина такого поведения и как современные психологи называют и объясняют эту проблему?

Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [11, с. 56].

Заболевание, характеризующееся данными выше показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка.

Некоторые исследователи (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова) называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в группе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более/

Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т. Н., 1996; Лицев А.)

Постановка проблемы

Отсутствуют программы, рассматривающие проблему развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых.

Актуальность

Появилась необходимость разработать проект о воспитании особых детей совместно с психологом,воспитателями,родителями воспитанников и музыкальным руководителем.

Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

Данный проект содержит материалы коррекционной работы муз. руководителя с ребенком, систему психологических приемов и техник, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей в групповой работе, индивидуальном сопровождении; на улучшение психологической ситуации в семье и группе детского сада.

Гипотеза

Нестандартный подход к таким детям,а именно через воспитание средствами искусства,позволит снять негативное напряжение ребенка и его родителей,повысить самооценку ребенка и увидеть собственный успех в музыкальной деятельности.

Цели проекта

– перенос акцентов педагогической тактики воспитания :внимание на сильные,положительные стороны личности ребенка,в частности,на активное творчество и восприятие искусства.

-как следствие, снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения через совместное творчество.

Задачи:

Провести индивидуальные занятия с ребенком, используя технологию педагогической сказки (муз. руководитель совместно с воспитателем)

Развивать внимание. самоконтроль.

Снимать эмоциональное напряжение.

Посетить совместно с родителями тематическую экскурсию в детскую школу искусств. ,предварительно провести беседу о правилах поведения.

Провести индивидуальные занятия психолога с ребенком.

Дать методические рекомендации родителям воспитанников.

Предполагаемый продукт проекта :

-презентация-отчет о коррекционной работе

-разработанные занятия для детей и рекомендации психолога и музыкального руководителя для воспитателей и родителей

Ожидаемый результат проекта

Улучшение внимания,самоконтроля воспитанников с особенностями поведения,уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

Возраст детей 3-7 лет.

Проект долгосрочный,рассчитан на 2 года.

Количество детей в группе – 4-6 человек.

Количество индивидуальных занятий по необходимости.

Подготовительный этап.

1. Определение актуальности проекта,постановка целей и задач применительно к конкретным детям.

Данный проект актуален для воспитанников 2 младшей группы Богдановой Ксении и Циганцевой Виктории. Соответственно,работа будет проводиться совместно с воспитателями группы №2,а также с родителями воспитанников. Цели и задачи- см. выше.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Составление плана мероприятий.

Основной этап.

Реализация проекта.

1. Разработка занятий

Основная технология работы-на основе педагогической сказки

(рекомендовано на педагогическом совете и продиктовано содержанием годового плана программы развития детского сада на 2015-2016 учебный год (использовать педагогические сказки как эффективное средство для позитивной социализации дошкольников, для осуществления комплектности образовательного процесса (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, возможностями коррекционной работы).Воспитатель проводит занятие, построенное по сценарию сказки «Волшебная страна «МЫ».

В содержание работы входит раздел «Развитие эмоциональной отзывчивости через слушание музыки. Детский альбом П. И. Чайковского.».Сюжет,взятый из жизни ребенка,позволяет педагогу построить занятие с учетом индивидуальных качеств личности ребенка и особенностей его поведения. Например,в данном случае (т. к. работа ведется с девочками,педагог беседует с ними о чувствах,испытываемых ими,когда заболела любимая кукла. (пьеса «Болезнь куклы»).Игровая ситуация «Игрушки идут на концерт» осложняется плохим поведением Мишутки, одного из «зрителей»концерта (пьесы «Нянина сказка», «Сладкая греза»).Примечательно,что дети также выступают на этом мини-концерте для игрушек,а Мишутка (игрушкой манипулирует взрослый)мешает,отвлекает маленьких артистов. Наконец,проблема решается,когда дети вспоминают правила поведения на концерте и «рассказывают» их Мишутке. Таким образом,реализуется часть проекта-работа непосредственно с детьми.

2. Организация выступлений детей на праздниках,концертах.

Творчество вовлекает ребенка в интересную,плодотворную и ответственную деятельность. Он чувствует эту ответственность и непроизвольно начинает направлять свои усилия и некогда бесполезную,а теперь полезную для всех энергию,в «нужное русло».

Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу занятия обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, помогает успешнее справляться с различными заданиями [8].

Если научить детей расслаблять мышцы, это поможет им снять общее напряжение.

Помогут в этом упражнения «Солдат и тряпичная кукла»,»Цветочек»и др.

Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, педагогов будут вознаграждены.

Задачи психокоррекционной работы, используемой на любых занятиях в ДОУ:

1. Развитие внимания ребенка ( формирование его свойств: концентрации, переключаемость, распределение)-упражнения,дидактические игры;

2. Тренировка психомоторных функций-коммуникативные игры;

3. Снижение эмоционального напряжения-упражнения на релаксацию;

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр;

5. Снятие тревожности;

6. Развитие навыков общения.

Средства коррекции:

• игры на развитие психомоторных функций и корректирование поведения в коллективе.

• Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

• Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.

• Комплекс занятий психогимнастики.

3. Тренинги и семинары с родителями и педагогами.

Анкетирование родителей.

Разработка консультаций психолога,музыкального руководителя для родителей и воспитателей.

Выступления на родительских собраниях и тематических встречах.

Посещение с родителями тематической экскурсии.

Заключительный этап.

Фото-,видео-отчет или презентация о совместной деятельности взрослых и детей. Подведение итогов.

Приложение1.

План занятия с музыкальным руководителем «Болезнь куклы»

Цель:вызвать в детях сострадание к персонажу,желание помочь девочке-хозяйке куклы.

Задачи:вместе с детьми выявить,какими средствами муз. выразительности пользуется композитор.

1. Музыкальное приветствие.

2. Слушание и инсценировка фортепианной пьесы П,И,Чайковского «Болезнь куклы».

3. Беседа с детьми о разных эмоциональных состояниях человека.

Приложение2.

План занятия с музыкальным руководителем «Игрушки идут на концерт»

Цель:побуждать в детях желание выступать на сцене и понимать ответственность,получать удовольствие от этой деятельности.

Задачи:разучить с ребенком небольшие попевки на металлофоне,создать условия для исполнения детьми в микрофон знакомых песенок.

1. Вступление. Сюрпризный момент-по почте пришло приглашение на концерт.

2. Игрушки готовятся на концерт,одевают нарядную одежду.

3. Дети (ребенок) высаживают игрушки на стульчики и повторяют с ними правила поведения на концерте. Взрослый помогает.

4. Дети выступают перед игрушками.

5. Плюшевый Мишутка (кукловод-взрослый) начинает есть конфеты,шелестеть бумажками,обезьянка Люся –кривляться и отвлекать зайку.

6. Дети замечают непорядок,прекращают выступление.

7. Объясняют правила этикета «непослушным» игрушкам и заканчивают выступление.

8. Обсуждают концерт с воспитателем,а дома-с родителями.

Приложение3.

1. Консультация психолога.

Характеристика по изучению семьи.

Совершенствование общественного воспитания и образования подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием взаимодействия детского сада и школы семьей. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что, во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т. к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; во-вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье, характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в-третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности. Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются её воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением к ребенку вследствие семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и родителей и старшего поколения ; низкой педагогической культурой».

Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания школы и детского сада.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Однако ориентация педагогов на семью вообще или на «среднюю» семью не может принести ощутимых результатов в этой работе. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.

Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов :

1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями

2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания

3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями

4. взаимосвязь разных форм работы с родителями

5. одновременное влияние на родителей и детей

6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных методических рекомендациях педагогам детских садов предлагаются методики изучения социально-бытовых и психолого-педагогических параметров семьи, которые, по нашему мнению, помогут составить наиболее полный ее «портрет».

При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале мы даем общий план изучения семьи. Затем предлагаем блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут заставить родителей о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше понять каждую семью.

2. Консультация психолога для педагогов.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания детей является формирование гуманных отношений между ними. Эта задача стоит не только перед педагогом, но и в равной мере перед родителями. В этом плане большую роль играет пример отношения родителей к окружающим людям, интерес их к друзьям своих детей, установка на оценку личности этих друзей. Важно выявить, как родители оценивают взаимоотношения своего ребенка со сверстниками: замечают ли особенности его поведения, как направляют это поведение. Многочисленные исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что характер их отношения к сверстникам, сформировавшийся в данном возрасте, сохраняется и в последующие годы. Поэтому так важно именно теперь сформировать положительные, коллективистические отношения детей к сверстникам. На изучение данных вопросов и направлен следующий опросник:

1. Кого из членов группы вашего ребенка вы знаете?

2. Кто из них вам нравится и почему?

3. С кем ваш ребенок дружит в группе?

4. Чем любят они заниматься вместе / спортивные, строительные, ролевые игры, художественное творчество, трудовая деятельность и т. д. /

5. Как ведет себя ваш ребенок с товарищами?

6. Какие особенности в отношениях с ними вы заметили?

7. Что предпочитает ваш ребенок: роль организатора, руководителя или исполнителя в игра, в общении с товарищами?

8. Как, по вашему мнению, относятся другие дети к вашему ребенку в группе?

9. Есть ли у него друзья вне д/сада?

10. Если есть, то старше, моложе они вашего ребенка или его ровесники?

Большой материал для педагогических выводов по характеру семейного воспитания дают педагогу целенаправленные наблюдения. Для наблюдения выбирают ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы их общения. С этой целью используются часы приема и ухода детей из детского сада. Чтобы получить объективные сведения, необходимо поставить четкие задачи для наблюдений и проводить их неоднократно. Наблюдение можно проводить по следующей схеме:

1. Стиль взаимоотношений родителей с детьми:

• Эмоциональная окраска этих взаимоотношений

• Характер обращения к ребенку

• Интонации высказываний / употребление уменьшительно-ласкательных, грубых слов /

• Наличие замечаний, нравоучений

• Вопросы о проведенном дне

• Стиль помощи ребенку.

2. что в первую очередь интересует родителей о жизни ребенка в детском саду?

• его поведение

• успехи на занятиях

• аппетит

• дневной сон

• развитие культурно-гигиенических навыков

• нравственные качества ребенка

• общение со сверстниками.

3. Что считают родители наиболее важным в воспитании и развитии ребенка / характер задаваемых педагогу вопросов /.

• Проблемы интеллектуального развития

• Особенности физического развития

• Нравственное воспитание

• Использование методов воспитания.

Особенно важным показателем педагогических усилий родителей является совместный с родителями труд ребенка, направленный на благо других членов семьи. Привлечение к труду говорит о понимании родителями важности трудового воспитания с ранних лет. Участие ребенка в бытовом труде семьи является необходимым условием формирования у него коллективистических взаимоотношений с членами семьи, установки на активное участие в жизни семейного коллектива.

Особый интерес в этом отношении представляют ответы родителей на следующие вопросы:

1. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?

2. Какое из занятий дома ребенок любит больше всего?

3. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде?

4. Чем вы занимаетесь дома с ребенком?

Все приведенные в данных рекомендациях методики изучения семьи, условий воспитания в ней детей будут способствовать организации дифференцированного и индивидуального подхода к родителям, оказанию им действенной помощи в нравственном воспитании ребенка.

Приложение 4.

Анкета для родителей.

Более глубокому изучению особенностей и условий воспитания ребенка в семье поможет анкета, в которой раскрываются основные взгляды родителей на семейное воспитание. Кроме того, анализ ответов родителей выявляет знание ими своего ребенка, способность замечать индивидуальные проявления его психики. Предлагая родителям ответить на вопросы анкеты, необходимо подчеркнуть, что такой опрос проводится с целью совершенствования организации воспитательной работы в группе.

1. Всегда ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а) всегда едины

б) иногда расходимся во мнениях

в) никогда не приходим к единому мнению.

2. Какой системы воспитания вы придерживаетесь?

а) строгость

б) все в меру

в) снисходительность.

3. Как откликается ваш ребенок на слова: «Нужно сделать?»

а) выполняет сразу и охотно

б) нужно повторить требование

в) подчиняется с неохотой.

4. Выполняя задание, ребенок сосредоточен:

а) обычно

б) когда ему интересно

в) всегда легко отвлекается.

5. Как ваш ребенок обычно занимается?

а) самостоятельно

б) пробует сам, затем обращается за помощью

в) сразу ожидает помощи

6. Как ваш сын или дочь ведет себя, если у него /нее/ что-то не получается, т. е. когда ему /ей/ трудно?

а) продолжает самостоятельные поиски

б) становится нетерпеливым, обращается за помощью

в) оставляет, переключается на другое.

7. Выполняя задание, ваш ребенок:

а) старается, работает аккуратно

б)старается меньше, чем вам бы хотелось

в)работает небрежно, лишь бы выполнить.

8. Как ваш ребенок реагирует на одобрение-неодобрение взрослых:

а) радуется-огорчается

б) внешне сдержан, но переживает

в) безразличен.

9. Указываете ли вы своему ребенку на небрежность при выполнении задания :

а) каждый раз, когда это требуется

б) время от времени

в) не обращаете внимания.

10. Ваш ребенок, выполняя задание, работает:

а) быстро

б) в среднем темпе

в) медленно.

11. Всегда ли ваш ребенок уверен в том, что сможет выполнить новое для него задание:

а) всегда уверен

б) иногда уверен

в) всегда не уверен.

12. Как вы обычно реагируете на просьбу ребенка помочь ему:

а) разбираетесь вместе, предоставляя инициативу ребенку

б) подсказываете выход из затруднения

в) чаще отказываете / заняты, устали …/.

13. Способен ли ваш ребенок согласиться на отсрочку удовольствия / он что-то хочет, а вы не можете удовлетворить его желание сейчас же / :

а) относительно легко способен согласиться

б) соглашается с трудом

в) не соглашается, требует свое.

Данные, полученные путем этого опроса, могут оказать помощь педагогу как в индивидуальной работе, так и в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, т. к. многие наблюдения родителей помогут заметить особенности развития психики ребенка – то, что нередко ускользает из поля зрения при работе в группе.

Список использованной литературы

1. Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб. : 1993. - №3. - 95 с.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института Психотерапии, - 2001. - 96 с.

3. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М. - 1994. - 49 с.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб. : Издательство «Питер», - 2000. - 528 с.

5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М., 1982. - 101 с.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, - 1960. - 500 с.

7. Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. - 86 с.

8. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М. : ВНИНМИ, - 1980. - 50 с.

9. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М. : «Академия», - 2005. - 256 с.

10. Заваденко Н. Н. Как понять ребё нка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М. : Школа-Пресс, - 2000. - 112 с.

11. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, - 2002. - 192 с.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Воспитание детей искусством хореографии В последнее время всё реже и реже родители задумываются о творческом образовании своих детей. Жизнь заставляет их больше своего времени.

Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Экономическое воспитание дошкольников» Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Детский сад №16» города Саранска Сухановой Елены Николаевны Тема: «Воспитание дошкольников экономики.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Воспитатель: Воронова Т. А. «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Педагогический совет «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Воспитание искусством»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 15:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД