Ольга Балашова
Педагогический совет «Коммуникативная компетентность воспитателя-условие формирования у дошкольников речевых умений и навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет на тему :
«Коммуникативная компетентность воспитателя - одно из условий формирования у дошкольников речевых умений и навыков»
Цель: способствовать формированию и повышению коммуникативной компетентности у воспитателей, как условия эффективной педагогической деятельности, направленной на выполнение задач образовательной деятельности «Речевое развитие».
Повестка педсовета :
Публикация «Педагогический совет „Коммуникативная компетентность воспитателя-условие формирования у дошкольников речевых умений и навыков“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. «Значение речевого развития для социализации ребенка и формирования его личности»
(выступление заведующей МБДОУ)
2. «Выполнение программных требований по ОО «Речевое развитие» (итоги тематической проверки, ст. воспитатель). Анкетирование: «Умения педагогического общения – коммуникативные умения», «Коммуникативная компетентность педагогов».
3. Сообщение «Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию» (выступление воспитателя группы младшего возраста). Практическая часть – проведение дидактической игры и пальчиковой гимнастики с воспитателями, как с детьми
4. Сообщение «Роль фольклора в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста» (выступление из опыта работы в виде компьютерной презентации воспитателя средней группы) Обсуждение открытого просмотра «Литературной викторины в средней группе».
5. Сообщение «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования - мнемотехники» (выступление из опыта работы воспитателя старшей группы) Обсуждение открытого просмотра НОД по развитию речи в старшей группе.
6. Проведение теста на определение эмоций человека по глазам (ст. воспитатель)
7. Решение педсовета.
Заведующая МБДОУ подчеркнула в своем сообщении, что речь является средством общения, которое позволит ребенку, если речь будет сформирована согласно возрастным возможностям детей, в соответствии с программными показателями, успешно пройти социализацию в новом обществе. Ребенок будет понят, принят сверстниками и взрослыми, а значит успешен. Обратимся к целевым ориентирам, прописанными во ФГОС ДО (зачитывает только те аспекты, которые касаются речи и общения). К этому надо стремиться, используя интересные формы работы с детьми, разные формы организации детской деятельности, поддерживать любую инициативу ребенка. Решая задачи речевого развития, поставленные в программе от группы к группе в полном объеме, мы сможем приблизить каждого ребенка к возможным достижениям.
Далее старший воспитатель проводит практическую часть педсовета - предлагает воспитателям индивидуальные листы с таблицей из трех столбиков: появление, новообразование, задача речевого развития. (заполненная таблица прилагается) Цель: выстроить путь формирования речи у детей от рождения до 7 лет в совместном обсуждении. Ст. воспитатель подводит педагогов к такому выводу : в основе выполнения задач речевого развития детей лежит коммуникативная компетентность воспитателя. Чем выше будет уровень ее развития у самого педагога, тем эффективнее будет его педагогическое воздействие как на группу в целом, так и на конкретного ребенка. Старший воспитатель расшифровала понятие профессиональная компетентность – это система теоретических знаний и практических умений педагога, которая помогает ему успешно решить профессиональные проблемы, профессиональные задачи, осуществить педагогическую деятельность, направленную на развитие личности ребенка. Ст. воспитатель раздала карты «Оценка коммуникативной компетентности воспитателя», которая состоит из двух таблиц «Умения педагогического общения» и «Показатели коммуникативной компетентности» (карта прилагается). Ст. воспитатель зачитывает содержание, объясняет способы фиксации и дает задание всем, что в конце педсовета нужно будет сдать заполненные карты.
Далее ст. воспитатель знакомит пед. коллектив с результатами тематической проверки «Речевое развитие детей в условиях ДОУ» (по О. А. Скоролуповой)
Цель: определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по формированию речевых умений у воспитанников ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на речевое развитие детей.
Продолжили работу педсовета воспитатель младшей группы, которая представила картотеку дидактических игр по речевому развитию детей с 3 до 4 лет. Далее воспитатель провела дидактическую игру «Чудесная корзиночка» и пальчиковую игру «Дождик» с воспитателями, как с детьми. Цель: показать уровень своей коммуникативной компетентности при работе с маленькими детьми (умение заинтересовать, эмоционально и понятно объяснить, грамотно провести, активизируя как можно больше детей).
По четвертому вопросу педсовета воспитатель средней группы представила компьютерную презентацию на тему «Роль фольклора в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста».
Далее воспитатели обсудили открытое занятие в форме литературной викторины с детьми среднего возраста. Подчеркнули положительные моменты: речь воспитателя была эмоциональной, доступной, содержательной и грамотной; творчески подошла к содержанию занятия - интересные и разнообразные задания, приход героев из сказки, сама она была в роли сказочницы-рассказчицы в костюме, старалась активизировать всех детей, чтобы каждый высказался, фольклорный материал доступный для детей и им нравиться повторять.
По пятому пункту повестки дня заслушали воспитателя старшей группы, которая познакомила с такой формой работы как использование мнемотаблиц при формировании связной речи у детей старшего возраста. В процессе рассказа показывала образцы разных видов моделирования (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) и объясняла, как их можно использовать в работе с детьми.
Обсудили открытый показ занятия в старшей группе на тему «Как мы весеннее солнышко выручали, лучики ему мы искали».
По шестому вопросу педсовета ст. воспитатель предложила воспитателям рисунчатый тест, который показывает умения педагогов только по глазам определить эмоциональное состояние слушателя (ребенка) – коммуникативное умение № 4 «Обратная связь». Предлагается дорисовать рот предложенным восьми лицам с глазами. Далее показывается образец, на котором восемь лиц со следующими эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, гнев, страх, смущение, обида.
В завершении работы педсовета старший воспитатель предложила воспитателям посмотреть выставку «Лэпбук - пособие для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста». На выставке представлены следующие темы: «Весна», «Зима», «Все о домашних животных», «Русские народные сказки», «Полезные продукты», «ПДД дошкольникам».
Сбор заполненных анкет по самооценке своей коммуникативной компетентности.
Решение педсовета :
1. Признать работу воспитателей – удовлетворительной. Всем воспитателям активно использовать в своей работе с детьми предложенные ими формы, методы и приемы
(дидактические игры, разные формы проведения занятий, фольклор в течение дня и мнемотаблицы).
Срок: в течении года.
Ответственные: воспитатели
2. Создавать предметную среду, как условие речевого развития детей, изготовив разные пособия и игры. Старшему воспитателю организовать и провести конкурс среди групп ДОУ «Лучший лэпбук как средство речевого развития детей». На итоговом педсовете подвести его итоги и наградить лучших воспитателей грамотами победителей.
Срок: до 30 .05. 2016 г.
Ответственные: воспитатели
Ст. воспитатель
3. Продолжать повышать профессиональную компетентность, в частности, коммуникативную компетентность, педагогов по вопросу реализации задач ОО «Речевое развитие», например, проведение занятий в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Ст. воспитателю провести дополнительные консультации, как индивидуальные, так и групповые.
Срок: 1 раз в месяц
Ответственный : ст. воспитатель
4 Активизировать работу с родителями по проблеме речевого развития детей, используя разнообразные формы совместной деятельности с ними.
Срок: в течении года
Ответственные: ст. воспитатель
ПРИЛОЖЕНИЯ
Появление Новообразование Задача
Звуки Звукоподражание Формирование звуковой культуры речи
Слоги и слова Пассивный и активный словарь Обогащение и активизация словаря детей
Предложения Диалоги взрослого и ребенка, ребенка с ребенком Формирование диалогической речи
Рассказ Объяснения и описания ребенком своих действий и окружающих предметов Формирование монологической речи
Способствовать формированию грамматического строя речи
Общение Отношения со сверстниками и со взрослыми Развитие речевого общения
Коммуникативные умения воспитателя – умения педагогического общения
Таблица № 1 «Умения педагогического общения» (коммуникативные умения)
№ Название умения Содержание умения Самооценка Оценка Итоговая оценка
1 «Коммуникативная
атака» Это умение педагога привлечь к себе внимание тремя способами: речевой, пауза с активным внутренним обращением, двигательно-знаковый вариант
2 «Психологический контакт» Это умение педагога создать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности. общее выполнение задания
3 «Устойчивый интерес» Умение воспитателя удержать внимание, поддерживать работоспособность детей для достижения положительного результата
4 «Обратная связь» Умение понять эмоциональное состояние детей (понимают ли материал, интересно ли им, есть ли желание заниматься)
Таблица № 2 «Карта коммуникативной компетентности воспитателя»
№ Показатели коммуникативной компетентности Самооценка Оценка Итоговая оценка
1 Способен выстроить образовательную деятельность в современных интересных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную позицию его развития
2 Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, также организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
3 Владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса
4 Умеет оказывать эмоциональную поддержку детям
5 Владеет навыками аргументации и поведения активного слушателя, навыками обратной связи
6 Способен к языковой гибкости. понимает смысловой и контекстный ряд речи других людей, говорит доступно и понятно для других
7 Создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности
8 Умеет выстраивать отношения сотрудничества с родителями как с участниками образовательного процесса
9 Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами
В – показатель сформирован; С – показатель в стадии формирования; Н – не сформирован.