МААМ-картинки

Педагогический совет по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Права и обязанности гражданина»

Наталья Храмова
Педагогический совет по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Права и обязанности гражданина»

Повестка дня.

1. Вступительное слово по теме педагогического совета.

2. Разминка «Вопрос-ответ».

3. Итоги тематического контроля «Состояние работы по гражданско-правовому воспитанию детей в детском саду».

4. Выступление из опыта работы «Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка (на основе ознакомления с правом ребенка на имя)».

Публикация «Педагогический совет по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников „Права и обязанности гражданина“» размещена в разделах

5. Выступление из опыта работы «Ознакомление с правами ребенка на основе сказочных сюжетов». Мини –викторина «Права литературных героев».

6. Деловая игра «Права и обязанности педагогов, детей и родителей».

7. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Предварительная работа.

1. Изучение основных документов по правам: Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.

2. Оформление стенда для родителей «Права ребенка в документах».

3. Изготовление буклета «Защити меня» и распространение его среди родителей, жителей города.

4. Выпуск памяток для родителей и педагогов по теме.

5. Просмотр образовательной деятельности на группах по ознакомлению дошкольников с правами.

6. Анкетирование педагогов и родителей по теме.

7. Проведение родительских собраний по правовому воспитанию дошкольников.

8. Семинар «Правовое образование в ДОУ».

9. Проведение тематической недели «Наши права» в группах старшего дошкольного возраста.

10. Подготовка выступлений из опыта работы.

11. Работа творческой группы по составлению картотеки игр по правовому воспитанию

Вступительное слово. Защита детства и материнства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России. Глава государства в ежегодном послании к Федеральному собранию заявил о ряде социальных инициатив, которые касаются поддержки семей с детьми и направленных на улучшение демографической ситуации в России. В Конституции РФ закреплено положение о том, что детство находится под защитой государства. Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ, детей и их родителей – условие формирования правового государства, гражданского общества.

Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.

1-й уровень (международный):

- Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.).

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.).

- Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20.11.1989 г.).

2-ой уровень:

- Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.).

- Гражданский кодекс РФ.

- Семейный кодекс РФ.

3-ий уровень (федеральные законы, программы, указы и т. д.):

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

- ФЗ «Об образовании в РФ».

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

- Указ Президетна РФ «Об объявлении в России Десятилетия детства» на 2018-2027 гг.)

Наша задача – не только знать основные положения данных документов и организовать работу так, чтобы права воспитанников не нарушались, охранялись и защищались, но и познакомить родителей воспитанников с их правами и обязанностями, с правами детей.

Нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с их правами и воспитывать обязанность не нарушать права других? Этот вопрос задают многие педагоги и родители. Ведь они еще очень маленькие, ничего не поймут. Это надо делать в старших классах. Но ведь в таком случае ребенок проживет без знания своих прав и обязанностей какую-то часть жизни, привыкнет обходиться без них. И тогда возникнет необходимость перевоспитывать, а перевоспитать всегда труднее. Поэтому, скорее всего, начинать приучать ребенка жить в правовом государстве, осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет.

Конечно, с малышами раннего и младшего дошкольного возраста специально учить права не нужно. Нужно ограждать их от зла, защищать. А это задача взрослых, педагогов и родителей, которые должны знать о правах ребенка и о своих обязанностях по воспитанию детей. У малышей должен сформироваться образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника.

Дети старшего дошкольного возраста могут уже осознать, что такое права человека. Но знакомство должно проходить в игровой непринужденной форме, в разных видах деятельности, специфических для ребенка-дошкольника. Но и здесь необходимо помнить, что ребенок живет среди взрослых людей, он подражает им, перенимает порядок действий сначала в собственной деятельности, а затем уже и в мире чувств и собственного мышления.

Но, к сожалению, мы взрослые, педагоги и родители забываем, что два понятия «права» и «обязанности» тесно связаны друг с другом и являются «ограничителями», строгими рамками в развитии характера любого человека. Если упустить момент и не научить ребенка, что у него есть не только права, но и обязанности – то он вырастет неблагодарным, невоспитанным человеком, который привык потакать каждому своему желанию и диктовать другим свои условия. В случае перегиба в другую сторону человек будет всегда зависеть от других, будет всегда в подчинении, забывая о том, что у него есть своя жизнь, что у него есть права на себя и свою жизнь.

Поэтому задача детского сада стоит в том, чтобы познакомить дошкольников с правами и обязанностями (понятными детям данного возраста, отраженными в основных нормативно-правовых документах, сформировать понимание единства прав и обязанностей, понимание того, что наличие прав налагает на человека ответственность за ненарушение прав по отношению к другому человеку.

Независимо от возраста все граждане нашей страны должны помнить: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Разминка. Перед педагогическим советом ы знакомились с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией РФ и другими нормативными документами. Предлагаю вам небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы.

К каждому из них предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г).

1 вопрос. В какой главе первого раздела конституции РФ раскрываются права и свободы граждан:

а) 1 глава б)2 глава в) 3 глава г)4 глава.

2 вопрос. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) право на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные права, образование;

в) право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3 вопрос. В Конституции РФ говорится о том, что основные права и свободы человека принадлежат каждому:

а) с 18 лет б) от рождения в) с совершенолетия.

4 вопрос. Какое из перечисленных прав, отраженных в Конституции РФ, относится к гражданским правам:

а) право на жизнь; б) право на свободу информации;

в) право на образование; г) право на жилище.

5 вопрос. В соответствии с Конституцией РФ забота о детях, их воспитание – это: а) обязанность родителей б) право родителей в) равное право и обязанность родителей г) обязанность образовательного учреждения.

6 вопрос. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а) да, если они получены не в результате правонарушений; б)да, если они получены с согласия родителей; в)нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители; г) нет, ребенок не должен работать.

7 вопрос: Вместо прогулки воспитатель любит посидеть с детьми в группе. Какое право ребенка он нарушает:

а) право на отдых б) право на охрану здоровья в) право на благоприятную окружающую среду г) право на жизнь.

8 вопрос: Ребенок жалуется на родителя или воспитателя (на него кричат, толкают, бьют). Какое право ребенка нарушают родители (воспитатели?

а) право на жизнь б) право на личное достоинство в) право на свободу и личную неприкосновенность г) право на неприкосновенность частной жизни

Выступление из опыта работы по теме «Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка (на основе ознакомления с правом ребенка на имя)».

Одно из первых прав, с которым можно познакомить детей – это право каждого ребенка на собственное имя. Право человека на имя означает признание его индивидуальности, неповторимости. Имя – социальный знак человека. В Декларации прав ребенка сформулирован принцип: Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Конвенция о правах ребенка, статья 7 гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства». Называя ребенка по фамилии, мы нарушаем тем самым его право на имя, лишаем ребенка уверенности в себе, снижаем его чувство доверия к взрослому, потому что пока ещё маленький человек плохо ассоциирует с собой свою фамилию, ему ближе и понятнее его имя.

Несмотря на то, что дети с ранних лет знают свое имя, знают имена других людей, им надо рассказать об истории появления имени у человека, о значении разных имен, об их разнообразии. Такую работу мы проводили уже со старшей группы.

Знакомя детей с правом на имя, мы применяли различные методы, средства и формы деятельности.

На эту тему есть много словесных игр: «Назови ласково» (дети говорят как ласково называют их дома, «Позови ласково» (дошкольник должен назвать ласково рядом стоящего ребенка, «Как растёт имя» (ребята должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми, «Как зовут моих маму и папу» (дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей) и другие.

Сделать словесные игры более увлекательными помогает элемент подвижности — например, использование мяча или флажка, ребята дети передают друг другу после ответа.

Также мы познакомили детей со свидетельством о рождении, рассказали о значении этого документа, о том, когда оно выдается, какие сведения отражаются в свидетельстве.

Вместе с родителями дети собирали информацию о своих именах – о значении имени, о знаменитых тезках, которые носили такое-же имя, записывали, зарисовывали весь собранный материал на листах, оформляли портреты своих имен, представляя их и воплощая в рисунке (например, имя Коля- колокольчик и т. д., делали ромашки – в центре цветка вписывали свое имя, а на лепестках писали ласкательные производные от имени. Таким образом, у каждого ребенка получился альбом «Моё имя».

В группе «вырастили» Дерево дружбы, на каждом листочке которого мы все написали наши ласковые имена. Это дерево напоминает нам о том, что в нашей группе дети умеют уважать, понимать, любить друг друга.

Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы («Приключения Незнайки и его друзей», К. И. Чуковский «Марусеньке копеечку», О. Кириллов «Книга ласковых имен», А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э. Успенский «Рыжий и т. д.).

Совместно с детьми мы организовали в группе выставки-коллекции любимых вещей детей. При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и о том, что каждый человек имеет не только своё имя, но и свои личные вещи. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, коллекции, объяснить, чем она ему так нравится.

Самое главное, чтобы у ребенка сформировалось представление о своем праве на имя и обязанность не нарушать право на это любого человека, что, несомненно, будет способствовать доброжелательным взаимоотношениям между детьми, воспитанию толерантного отношения к людям.

Выступление из опыта работы по теме «Использование сказки в правовом воспитании старших дошкольников».

Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.

Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

В сказках наряду с нормами морали закладываются варианты правового поведения. Сказка может выступать в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право. Сказка призвана эмоционально окрашивать предлагаемую детям правовую информацию. Ребенку легче почувствовать и понять смысл правовых статей на конкретном сказочном примере. Например, при ознакомлении детей с таким правом как право на жилье и его неприкосновенность, спрашиваем у дошкольников: «Что такое неприкосновенность?» Затем предлагаем вспомнить - в какой сказке волк перехитрил маленьких деточек и ворвался в их жилище («Волк и семеро козлят»). Затем предлагаем подумать, а какое право ещё нарушено в этой сказке (право на жизнь).

Однако, необходимо помнить, что знакомство детей справами на основе сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Сейчас я предлагаю вам прогуляться по страницам детских сказок и найти там иллюстрации для многих статей Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и других нормативных документов.

Викторина для педагогов «Права литературных героев».

1. В каких сказках нарушается право героев на жизнь (ст. 6 Конвенции, ст. 20 Конституции РФ).

Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей»; Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»; Д. Р. Киплинг «Книга джунглей» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2. В каких сказках нарушается право на неприкосновенность личности, свободу, защиту от эксплуатации и насилия (ст. 19 Конвенции, ст. 22 Конституции)

Сказка «Крошечка-Хаврошечка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Три поросенка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка», X. К. Андерсен «Дюймовочка», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

3. В какой сказке герои воспользовались правом на охрану и укрепление здоровья (ст. 24 Конвенции, ст. 41 Конституции РФ)

Сказка «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Доктор Айболит».

4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на нарушение равноправия (ст. 30 Конвенции)

Дж. Родари «Чиполлино», X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

5. У каких героев нарушено право на достойный уровень жизни (ст. 27 Конвенции)

Сказка «Крошечка-Хаврошечка», Дж. Родари «Чиполлино», III. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», X. К. Андерсен «Гадкий утенок», А, С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

6. Героини каких сказок воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства (ст. 27 Конституции)

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», X. К. Андерсен «Дюймовочка».

7. Какие литературные герои хотели воспользоваться или воспользовались правом на образование (ст. 28 Конвенции, ст. 43 Конституции РФ)

А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Л. Толстой «Филиппок».

8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний (ст. 31 Конституции РФ)

Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, Двенадцать месяцев.

9. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на жилище (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Конституции РФ)

Сказки: «Теремок» («Рукавичка», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза»,«Три медведя»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»; Английская народная сказка «Три поросенка»; Дж. Родари «Чиполлино».

Деловая игра «Права и обязанности детей, педагогов и родителей».

Перед деловой игрой проводится упражнение «Возвращение в детство». Воспитателям предлагается удобно сесть, закрыть глаза, вспомнить какой-либо случай своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализировать свои ощущения (с позиции себя как ребенка и с позиции воспитателя). Затем воспитатели рассказывают - какие чувства вызывают у них эти воспоминания.

Ход деловой игры:Ведущий делит педагогов на три группы: дети, родители, педагоги. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав и обязанностей. «Дети» отмечают права и обязанности по отношению к «педагогам», «родители» - по отношению к ДОУ, «педагоги» по отношению к «детям». Необходимо помнить, что «детям» нужно писать свои права, исходя из своих детских ролей. Для этого можно встать на место собственного ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве.

После небольшой подготовки «родители», «дети» и «педагоги» начинают предъявлять права друг другу и зачитывать свои обязанности. Причем каждое право или обязанность могут быть внесены в список только тогда, когда они приняты другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении, а также напомнить другой стороне о забытой ею какой-либо обязанности. Ведущий регулирует дискуссию и выносит списки принятых всеми сторонами прав и обязанностей на видное место.

Список литературы

Козлова С. А. Мы имеем право. – М. : Обруч, 2010. – 208 с.

Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права. – СПб. : Детство –пресс, 2010. – 144с.

Педагогические советы/ авт. - сост. И. М. Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2011 – 250с.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Лэпбук «Мои права и обязанности»Лэпбук «Мои права и обязанности» Лэпбук дает возможность воспитанникам познакомиться с новыми для них темами. В игровой форме, с помощью ярких картинок воспитанники играют.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Права и обязанности гражданина»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 10:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД