Папки-передвижки

Педагогический совет на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Марина Лапина
Педагогический совет на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет.

Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Форма проведения : Педагогическая мастерская «Добро пожаловать в экологию»

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, использование в работе парциальной программы О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Выявить имеющиеся знания по проблемам экологического воспитания, повысить компетентность педагогов в формировании позитивного отношения к окружающему миру и природе у детей дошкольного возраста. При помощи нетрадиционных форм проведения педсоветов с использованием активных методов добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проводимого мероприятия, сделать процесс живым и интересным, дать возможность продемонстрировать педагогам свои знания в области экологии.

Публикация «Педагогический совет на тему „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Актуальность проблемы.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детейпроблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Не думали…. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Всем вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит.

Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

2. Педагогическая мастерская «Добро пожаловать в экологию»

Сегодня у нас открываются две педагогические мастерские, в которых мы будем решать очень важные экологические вопросы, делать выводы, а может узнаем что и новое для себя.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Педагоги делятся на 2 команды

1. Разминка

«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть, кто ни будь из вас, знает другие приметы?

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

Что означает термин “экология”?

Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

1 команда

Экологическое воспитание – это система…. направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

Экологические знания – это… представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

Какие методы используются для экологического воспитания детей?. (Наглядные, практические, словесные, игровые, проекты.)

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?. (уголок природы в группе; участок детского сада.)

Перечислите композиторов, воспевавших природу в своих произведениях…. П. И. Чайковский (цикл "Времена года", А. Вивальди (концерты "Времена года", М. П. Мусоргский (вступление к опере "Хованщина" Рассвет на Москве-реке, Э. Григ (Утро из 1 сюиты "Пер Гюнт", Н. А. Римский-Корсаков ("Океан - море синее" - вступление к опере "Садко", С. В. Рахманинов (романс "Весенние воды").

2 команда

Система экологического воспитания – это…. создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологическая культура – это воспитание… эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников… (наблюдение).

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию…. занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях…. (В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.).

ПАУЗА Это интересно знать.

Законы охраны природы:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

• Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

• Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

3. Игра «Приготовь лекарство»

Вспомните лекарственные растения. Вспомнили? Сегодня вы будете фармацевтами.

- выберите лекарственное растение, которое поможет избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе, помочь при ранение;

- отберите нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя и т. д.);

- расскажите о своем лекарстве.

4. Блиц – турнир “ Подумай и ответь”.

О зиме.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Верно ли утверждение, что в мире не существует ли в мире две одинаковые снежинки? О животных.

1. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

2. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “ Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

О растениях.

1. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

2. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

О птицах.

1. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

2. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

О насекомых.

1. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

2. Сколько ног у паука? (Восемь.)

5. Педагогическая мастерская

В последние годы резко возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Назовите по очереди, какие требования надо соблюдать при отборе игр для экологического образования дошкольников :

(Примерные ответы)

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

ПАУЗА Это интересно знать.

• Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

• Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

• От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

• Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

• Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

• Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

6. Педагогический опыт.

Я вам назову основные организованные формы обучения, а вы напишите формы совместной деятельности воспитателя и детей.

Организованные:

– экскурсии

– занятия

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,

– работа с моделями,

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,

– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,

– марафоны, аукционы, акции,

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

7. Практическая работа.

1 команда

Составить экологический плакат о воде. (Вода – источник жизни. Берегите ее.)

2 команда

Записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных.

«Природа и ребенок».

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы.

Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Решение педагогического совета :

1. Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

2. Использовать игровой материалом, который поможет активизировать деятельность детей в изучении экологического направления образования.

3. Систематически пополнять уголок природы в каждой возрастной группе в соответствии с программой.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 22:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лапина (УИ 277878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД