Александр Владимирович Гришин
Педагогическое развития воображения ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника.
Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Воображение преддошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели.
Публикация «Педагогическое развития воображения ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Существенные изменения в развитии воображения происходят в дошкольный период. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый этап воображения – произвольное воображение.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.
Произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, труд и др.).
Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли. У старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение
уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Как показало исследование Т. А. Репиной, легко развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал.
Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения) ролям, и поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающего быть шоферами и т. п. Немало искренности вкладывают дошкольники в созданные ими образы. Не зря крупнейший советский режиссер К. С. Станиславский советовал актерам учиться игре у детей.
Высокой эмоциональностью отличаются рисунки, стихи, сказки дошкольника. Важнейшие события, нашедшие отклик в душе ребенка, отражаются в его воображении.
Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием
условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и
выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.
В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений.
Для выявления особенностей воображения дошкольников в исследовании
О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой была использована специально разработанная методика.
Испытуемым предлагались последовательно 20 карточек, на каждом из
которых нарисована фигура. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур
так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Исследование выявило шесть типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображения.
О тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного
элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое
(свободное фантазирование).
1 тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой нибудь воображаемый сюжет.
4 тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету.
5 тип. Заданная фигура используется качественно по-новому.
Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный
показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие
тесно связано с формированием личности ребенка в целом.