Получи документы

Педсовет «Быть здоровым — мое право»

Гульнур Гильманова
Педсовет «Быть здоровым — мое право»

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – МОЕ ПРАВО

Задачи: обобщить материал по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми; совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя; способствовать творческому поиску.

Форма проведения: семинар.

Подготовительная работа:

1. Проведение консультации для педагогов: «Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье».

Публикация «Педсовет „Быть здоровым — мое право“» размещена в разделах

2. Написание сочинений родителями на тему «Мы хотим, чтоб наш ребенок рос здоровым».

3. Подготовка воспитателей по предложенным темам.

План проведения педагогического совета.

1. Социально-психологическое благополучие ребенка (ст. воспитатель Садыкова Г. З).

2. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

Игротерапия (воспитатели старшей группы №5);

Сказкотерапия (воспитатели средней группы №4);

Куклотерапия (воспитатели подготовительной группы №7);

Анималотерапия (воспитатели второй младшей группы №1);

Музыкотерапия (музыкальный руководитель);

Арттерапия (воспитатели старшей младшей группы).

(Рекомендуемый печатный материал сложить в «педагогическую копилку».)

3. Итог. Рефлексия участников (заведующий ДОУ).

4. Решение педагогического совета (заведующий ДОУ).

Ход педсовета

1. Вступительное слово «Социально-психологическое благополучие ребенка». (Ст. воспитатель)

Свое выступление я начну со стихотворения «Золотое детство».

Почему мы называем наше детство золотым?

Потому что мы играем, веселимся и шалим.

Потому что окружает нас заботою семья,

Потому что обожают нас родные и друзья!

На эти все «потому что» ребенок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». А права эти обеспечивают прежде всего семья, образовательные учреждения и в конечном счете все наше государство. Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический здоровьесберегающий процесс современного детского сада. В широком смысле слова это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Эти технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольнику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании и их классификация по важности целей и решаемых задач: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Сегодня подробно раскроем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Часто задают вопросы по поводу того, что же такое технология? Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Или, по-другому, это планируемый педагогический процесс, включающий в себя поставленные цели и задачи, направленные на конечный результат; включающий в себя продуманный используемый набор форм и методов; включающий в себя весь арсенал необходимого материала (художественные произведения, картины, схемы, таблицы, игрушки, музыкальные произведения и т. д.).

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологию педагогического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Зачитаю небольшую цитату из «Декларации прав ребенка».

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравственному и психическому развитию. Сюда относится защита ребенка:

– от национальной, классовой, социальной нетерпимости;

– рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

– пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

– распространения печатной аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья и нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Мы, как педагоги, своей работой должны содействовать обеспечению этих прав посредством укрепления нравственного здоровья наших детей, используя уже упомянутые сегодня технологии:

1) игротерапию;

2) сказкотерапию;

3) куклотерапию;

4) анималотерапию;

5) музыкотерапию;

6) арттерапию.

2. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

1) Игротерапия. (Выступление воспитателя старшей группы.)

Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра (М. В. Киселева). Она позволяет заранее предупредить проблемы, возникшие в эмоциональной сфере и поведении ребенка, или справиться с ними, а также провести коррекцию отдельных черт характера дошкольника.

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций (А. А. Осипова). Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

Основные правила игровой терапии :

Педагог должен:

• развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;

• осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение;

• сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;

• не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок – ведущий, педагог следует за ним;

• устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;

• не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Вывод: в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения, а косвенные, и прежде всего – игра. Таким образом, через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Коррекционные игры направлены на решение различных психологических задач: развитие познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.

1. Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото).

2. Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей. (Дети-тихони, которые легко «идут на поводу» у более активных сверстников. Если такое поведение закрепляется, то оно приводит к искажению личностного развития ребенка.)

3. Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей.

4. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.

5. Режиссерские и психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения детей.

6. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей.

2) Сказкотерапия. (Выступление воспитателя средней группы №4.)

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (М. В. Киселева).

Работа над сказкой прежде всего решает задачу речевого развития. Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую способствует укреплению здоровья на всех структурных уровнях.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников: например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды); страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.).

Выделяют несколько приемов работы над сказкой:

• рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем);

• обсуждение сказки, ответы на вопросы;

• высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

• сочинение новой концовки сказки (при необходимости);

• рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);

• драматизация сказки.

Анализ сказок позволяет понять, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы:

– Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка?

– Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

– Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

– Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

– Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка?

– Для чего в сказке и плохие, и хорошие герои?

3) Куклотерапия. (Выступление воспитателя подготовительной группы №7.)

Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.

Задачи куклотерапии (А. Ю. Татаринцева) : совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Коррекционная работа предполагает:

– воздействие педагога на ребенка с помощью куклы;

– непосредственное взаимодействие ребенка с куклой;

– лечебные этюды;

– лечебные спектакли.

4) Анималотерапия. (Выступление воспитателя второй младшей группы №1.)

Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей. Коррекционную работу с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно проводить с помощью метода анималотерапии.

Анималотерапия – метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем у детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

Н. Л. Кряжевой, З. Л. Рыжковой разработана программа по анималотерапии «Ребята и зверята», направленная на коррекцию эмоционально-личностных проблем у детей 3–10 лет. В ней представлены практические материалы по диагностированию и коррекции данной проблемы.

Основные формы и методы анималотерапии:

• игры;

• упражнения, направленные на релаксацию;

• упражнения-дискуссии;

• сказки, рассказы о животных, их взаимоотношениях, повадках, занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

• наблюдения за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

Использование анималотерапии положительно влияет на дошкольников: дети становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации.

5) Музыкотерапия. (Выступление музыкального руководителя.)

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

• использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям;

• выбирать знакомые детям музыкальные пьесы;

• продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости. Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект свойствен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект (М. А. Поваляева) :

• фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

• скрипка, флейта – расслабляют;

• кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему.

6) Арттерапия. (Выступление воспитателя старшей младшей группы.)

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

• синий – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;

• зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;

• розовый – тонизирует при подавленном состоянии;

• желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;

• красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение;

• фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;

• коричневый – вызывает чувство вины;

• черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности. Рисование само по себе несет множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

• Выбор материала (карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, пастель, уголь, штампики, трафареты, кисти с мягкой и жесткой щетиной, тампончики, бумага, картон разных размеров и цветов, фольга, лоскутки, клей, нитки, восковые карандаши, восковые свечи, разнообразный природный материал и др.).

• Процесс творческой работы – создание образов, выражение своих впечатлений.

• Процесс рассматривания – размещается в удобном для ребенка месте на вертикальной поверхности (стене, окне, стенке шкафа, двери).

• Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я», затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребенок их сравнил с чем-нибудь («Будь голубым квадратом») и описал себя. При необходимости ему задают вопросы, чтобы облегчить выполнение задания. Затем воспитатель предлагает обратить внимание на цвет, который был использован, и просит объяснить, почему был выбран именно он. Впоследствии ребенок должен выделить самое важное в рисунке. Далее можно предложить внести изменения в рисунок (исправить, добавить).

Детям нравится все нетрадиционное. Они любят рисовать необычно, по-новому. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость. Так, при рисовании пальчиками или ладошкой дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребенок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). При рисовании «тычковым» способом можно проявить свои эмоции на бумаге силой «тычка», его ритмом. Хорошо расслабляют занятия со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ.

3. Итоги. Рефлексия.

Заведующий.

– Подведем итог основной части педагогического совета.

– Понравилось ли вам наше мероприятие?

– Что нового вы сегодня узнали? Что было самым запоминающимся?

– Какие здоровьесберегающие технологии вам захотелось использовать в своей работе?

После исчерпывающих ответов участников Совета педагогов предложить взять понравившийся материал для использования в дальнейшей своей работе (обмен опытом работы).

– Какие из данных методов работы с детьми вы применяете в своей практике? Поделитесь своим опытом.

4. Решение педагогического совета.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям)Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) воспитатель Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область.

Фотоотчет праздника «Здоровым быть здорово»Фотоотчет праздника «Здоровым быть здорово» 7 апреля – Всемирный день здоровья. В нашем саду стало традицией ежегодно проводить День Здоровья: «Здоровым быть здорово!». Игра по станциям.

Фотоотчет тематического дня «Право быть ребенком»Фотоотчет тематического дня «Право быть ребенком» Дети – это маленькие создания, способные преобразить наше существование и наполнить его всеми цветами радуги. Многие родители с уверенностью.

Хорошо здоровым быть! (стихи и поделки к конкурсу)Хорошо здоровым быть! (стихи и поделки к конкурсу) *** Хорошо здоровым быть! Алкоголя нам не пить, Бросить сигареты в урну И поплавать в речке бурной. Обливаться, закаляться, - Спортом нужно.

Конспект НОД «Поможем Мишке быть здоровым»Конспект НОД «Поможем Мишке быть здоровым» Конспект НОД «Поможем Мишке быть здоровым» Цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей Задачи: - формировать у.

Лэпбук «Быть здоровым-здорово!»Лэпбук «Быть здоровым-здорово!» Очень часто мы говорим с воспитанниками о здоровье, что это такое, что мы делаем, чтобы быть здоровым. Мы читаем книги, рассматриваем иллюстрации,.

Папка для родителей по ЗОЖ «Здоровым быть здорово»Папка для родителей по ЗОЖ «Здоровым быть здорово» Папка для родителей по зож «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО» Обучая детей здоровому образу жизни, мы используем разнообразные методы и приемы. Но.

С физкультурой дружить-здоровым быть!С физкультурой дружить-здоровым быть! С физкультурой дружить - здоровым быть! Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Как же научиться беречь здоровье.

Сценарий агитбригады «Быть здоровым — это здорово!»Сценарий агитбригады «Быть здоровым — это здорово!» Автор: музыкальный руководитель Ерохина Любовь Ивановна. Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: -приобщать дошкольников к здоровому.

Стенгазета «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»Стенгазета «Что надо делать, чтобы быть здоровым?» (Фоторепортаж на основе интервьюирования детей) С сентября месяца в нашей группе реализуется долгосрочный проект "Здоровым будешь - всё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Быть здоровым — мое право»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 12:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД