Папки-передвижки

Педсовет «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»

светлана новоженина
Педсовет «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько это изначально продумано, спланировано и организовано, зависит, будет ли оно способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Публикация «Педсовет „Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т. к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

Самостоятельность — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности : игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении с взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны, выбирать способы действия в её условиях.

В нашем ДОУ осуществляется поощрение самоконтроля дошкольников, внимание детей направлено к своему внешнему виду, стремлению быть аккуратными. В ДОУ, созданы все условия для развития самостоятельности. Во время проведения режимных моментов, мы стремимся вызывать у ребенка только положительные эмоции: например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом; старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое полотенце; во время умывания читаем потешки о воде («ах вода, вода, вода», «водичка-водичка», «кран откройся» и т. д., показываем сказочному персонажу или кукле как надо правильно мыть руки. Дети с удовольствие слушают сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая». Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.). Сначала мы наглядно показываем детям способы их выполнения. Дети наблюдают за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка не получается сразу следовать образцу, показываем, как сделать лучше, пытаемся объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).

Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать и т. д. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой («Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет») мы закрепляем знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Также мы используем специальные дидактические упражнения с пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» «Что сначала, что потом?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания); упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами).

Развивая самостоятельность, мы стараемся как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираемся на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости, поэтому по отношению к детям чаще применяем положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Если малыш говорит: «Я сам» — и пытается снять развязанные ботинки, надо подбадривать ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Наши оценки важны для ребенка, именно поэтому воспитатель должен быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.

В своей работе мы ежедневно проводим беседы — например «Осенняя и зимняя одежда». Обговариваем сходство и различие. Загадываем загадки про одежду, учим обобщать одним словом предметы одежды.

- Беседа «Все мы дружим с чистотой», о необходимости убирать мусор, образующийся в процессе игры и из деятельности. Объяснить значение пословицы «Мусор — это то, что лежит не на своем месте. Развивать трудовые навыки детей позитивное отношение к ним. Прививаем любовь к труду и стремление помогать воспитателю убирать игрушки после игр.

Беседа «Праздничная одежда». Расспросить детей, чем праздничная одежда отличается от повседневной. Закрепить представление о понятии «Одежда». Вызвать желание бережно относиться к одежде, быть красивым и опрятным. Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

В заключении хочется отметить, что режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности. Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Публикации по теме:

Организация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее времяОрганизация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее время Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация для родителей «О самостоятельной деятельности дошкольников на летней прогулке»Консультация для родителей «О самостоятельной деятельности дошкольников на летней прогулке» Консультация для родителей: "О самостоятельной деятельности дошкольников на летней прогулке". Лето - время для оздоровления, беззаботного.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Нам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детейНам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детей Организация самостоятельной художественной деятельности детей. Кроме работы по формированию культурно- гигиенических навыков и НОД, важно.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 18:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем светлана новоженина (УИ 349025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД