Наталья Черникова
Организация конструктивной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Созданные постройки дети используют в игре.
Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.
Публикация «Организация конструктивной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
Слово «конструирование» означает приведение в определённое взаимоположение предметов, деталей. Произошло от латинского слова constructio - построение.
Конструированию отводится значительное место в работе с детьми, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных способностей детей.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность.
Выделяют два типа конструирования.
Первый - это техническое конструирование (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков)
Дети в основном отображают реальные объекты. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры).
Второй вид – художественное конструирование (из бумаги и природного материала)
Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Существует несколько форм организации обучения конструированию:
• Конструирование по образцу
• Конструирование по модели
• Конструирование по условиям
• Конструирование по замыслу
• Конструирование по теме
• Каркасное конструирование
• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать такую форму организации конструктивной деятельности, как конструирование по образцу. Разработана она Ф. Фреблем.
Суть в том, что постройка из деталей строительного материала, конструкторов, бумаги и природного материала воспроизводится на примере образца и способа изготовления.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.
Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия, Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщённым способом анализа (дети учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали в этих частях).
Направляя самостоятельную деятельность детей на подбор и использование деталей, качестве образца можно использовать рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённую конструкцию из строительного материала, при воспроизведении которой можно предложить заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая постройка.
Таким образом, конструирование по образцу является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование из строительного материала
При обучении детей младшего дошкольного возраста используется во взаимосвязи с игрой.
Детей младшего дошкольного возраста учим не только различать, но и правильно называть основные детали (кубики, кирпичики, пластины, призмы). Формируем умение располагать кирпичики в ряд на плоскости при строительстве дорожек: узкой и широкой, а также ставить кирпичики вертикально на узкую длинную и узкую короткую плоскости сначала плотно друг к другу, затем на равном расстоянии друг от друга при строительстве загородки для животных, забора.
Учим создавать постройки по образцу, а также изменять их. Дети овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, надстраиванием в высоту и пристраиванием в длину с использованием тех же деталей.
Учим детей обыгрывать постройки. Предлагаем детям объединить их по сюжету, для игры используем мелкие игрушки. Роль игрушки в этом возрасте велика: именно игрушка побуждает ребёнка строить кроватку для матрёшки, гараж для машины.
Конструирование из деталей конструкторов
Детям младшего дошкольного возраста надо дать возможность самими познакомиться с деталями простого конструкторского набора путём экспериментирования с ним. С этой целью можно использовать конструктор Лего, в котором очень много ярких объёмных деталей четырёх основных цветов разной геометрической формы.
В первую очередь, играя данным конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику рук. А это влияет и на развитие речи и умственные способности. В результате практических действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции, обозначают их словом: «Это машина», а «Это пароход». Можно подключиться воспитателю и организовать с детьми сюжетное конструирование, разыгрывая несложные ситуации, например: построить гараж, куда дети будут ставить машины.
Конструирование из бумаги
Обучать детей конструированию из бумаги начинаем во второй половине учебного года.
Сначала знакомим со свойствами бумаги: она бывает мягкая, жёсткая, гладкая, шершавая.
Во время занятий в игровой форме создаём условия для практического экспериментирования с бумагой. Путём практических действий определяем, что можно делать с бумагой: рвать, мять, создавать разные формы. В конце таких занятий необходимо рассмотреть результаты деятельности детей с целью их «опредмечивания» (кто-то из детей рвал бумагу, получились длинные полоски - это могут быть макароны, кто-то смял лист бумаги и получил комок-это может быть мячик или снежок).
Затем учим создавать образы предметов, обыгрываем получившиеся поделки (сжатый комок превращаем в образ птички, дорисовав глаза и сделав лапки).
Конструирование из природного материала
Конструирование из природного материала ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Задача – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть палитру её красок, форм, и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. В результате практической деятельности дети создают образы животных.
Задачи: познакомить с новым видом художественного конструирования-из природного материала;
Вызвать интерес к обследованию шишек, желудей, орехов, поиску ассоциативных образов и созданию фигурок;
показать способ соединения деталей с помощью пластилина;
развивать творческое воображение, чувство формы.
Занятия проводим в игровой форме: «Как шишки превратились в рыбок?»,
«А жёлуди и орехи в птичек?»
Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности.
Для организации конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда.
В группе есть центр конструктивной деятельности, в котором в открытом доступе находятся мелкий и крупный строительный материал, конструктор «Лего» с деталями разного размера, мягкие модули. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт для обыгрывания построек.
Список литературы:
1. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Гурович. Программа развития и воспитания детей в детском саду Детство. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004.
2. Л. А. Парамонова. Теория и методика творческого конструирования в детском саду – М. : Академия, 2014.