Ольга Неделько
Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Ход педсовета
Упражнение для педагогов "Подарок"
Публикация «Педсовет „Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Встанем все в круг и вытягиваем бумажку с подарком из шляпы. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок, шляпу, книгу, очки, кактус).
1. Актуальность проблемы речевого развития
Дорогие коллеги! Легко ли вам было понять друг друга без слов? Я думаю, что не очень легко и это при том, что мы с вами взрослые и опыта у нас больше, для того, чтобы догадаться, что нам хотели сказать. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из наиболее актуальных. Кроме того, многие дети с удовольствием делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но если вы попросите составить рассказ об этом событии, ребенок возьмется за это с неохотой. И дело вовсе не в том, что он не обладает необходимыми знаниями в этой области, а просто потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Коллеги! Мы с вами помним, что речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
Владение речью как средством общения
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.
Современные образовательные технологии
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
• Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
• Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
• Метод наглядного моделирования (мнемотехники, метод фотомоделирования)
• Использование ИКТ (интерактивные игры для речевого развития)
Мы подробнее остановимся на методе наглядного моделирования.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать :
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
2. Выступление из опыта работы «Стимулирование речи детей младшего дошкольного возраста» воспитатель Мусина Д. С.
3. Результаты анкетирования родителей по речевому развитию детей :
По 1 вопросу Как вы оцениваете речь своего ребенка
13,5 % ответили отлично,
46% оценивают речь хорошо,
32,4% удовлетворительно,
8% неудовлетворительно
2. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?
48,6% ответили ничего,
51,4% беспокоятся о звукопроизношении своих детей.
3. Кто должен заниматься развитием речи детей?
Логопед 16,2%
Родители и логопед 29,7%
Родители, логопед, детский сад 21,6%
Только родители 13,5%
Родители и детский сад 18,9%
4. Проводите ли вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
Да- 81%
Нет-19%
5. Есть ли у вашего ребенка проблемы со звукопроизношением?
Да- 92%
Нет- 8%
6. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
Да- 97%
Нет- 3%
7. В каких видах деятельности развиваете речь своего ребенка дома?
Чтение, игры, пальчиковая гимнастика, общение, разучивание стихов, пение песен, рисование, лепка, артикуляционная гимнастика, интернет.
8. Как часто вы читаете? В среднем родители ответили 1-2 раза в неделю
9. Как вы считаете уделяете ли вы должное внимание развитию речи своего ребенка?
Да- 87%
Нет- 13%
10. Посещаете ли вы специалиста для решения речевых проблем своего ребенка?
Да- 30%
Нет-70%
4. Выступление из опыта работы «Система работы с родителями по речевому развитию детей» воспитатель Халяпова С. Р.
5. Подведение итогов смотра-конкурс «Лучший книжный уголок ДОУ»
6. Практическая часть
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть и ответить на вопросы
Задание: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Задание: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка