Марина Александровна
Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи
«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно учить. В малокультурной среде только не многие, люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л. В. Щерба
Подготовила : учитель –логопед
Петрова М. А.
Понятие связной речи
Публикация «Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений)
Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника
Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми
Две основные формы связной речи
Диалогическая речь
Монологическая речь
Диалог
Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого
В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания
Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость
Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками
Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише
Методы и приемы обучения диалогу
Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми
Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему
Используется прием словесных поручений
Эффективный метод – дидактическая игра
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги
Монолог
Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация)
Характерна литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность
Связность монолога обеспечивается одним говорящим
Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания
Типы монолога (по функции)
Описание – характеристика предмета в статике
Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях
Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства
Пейзажная живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности.
Пейзажная картина чаще всего отражает красоту родной природы.
Педагогическая ценность пейзажных картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью.
Трудности составления монологов по пейзажной картине обусловлены ее статичностью. Пейзаж или пейзажную картину дошкольники воспринимает как целостный, нерасчлененный образ, вызывающий у них определенные эстетические чувства. Дети могут ахнуть от восхищения, но рассказать о своих впечатлениях не могут.
Трудности составления монологов по пейзажной картине связаны также с тем, что восприятие детьми статичных изображений, каким и является пейзажная картина, связано с быстрой утратой интереса к ним.
Педагогическая технология, нацеленная на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины.
Автор БИЗИКОВА О. А. доцент к. п. наук.
Задачи: Обогащать опыт детей впечатлениями о природных явлениях
на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи.
Развивать у старших дошкольников восприятие пейзажных картин, интерес к ним.
Обогащать словарь детей образными средствами языка выражающими впечатления о природе.
Учить строить по пейзажным картинам монологи различных типов (описание, повествование, рассуждение).
Воспитывать эстетическое отношение к природе и произведениям живописи.
Первый этап
Цель первого этапа — расширение опыта общения детей с природой, воспитание эстетического отношения к ней, обогащение словаря дошкольников образными средствами
языка, выражающими впечатления о природе.
1. Перед рассматриванием картин организовывать соответствующие наблюдения в живой природе.
2. Создать условия для накопления впечатлений о природе, помочь увидеть ее красоту, связать полученные впечатления с художественным словом.
Художественное слово дает образцы описания природных явлений помогает овладеть формой эстетических оценок. Оно наряду с элементарными оценками (нравится — не нравится) воспитывает у детей более глубокое эмоциональное отношение к красоте природы.
Например, строки А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Великолепными коврами, I Блестя на солнце, снег лежит» дают примеры лаконичных, но ярких и емких оценок картин природы.
3. Монологическая речь зарождается в диалоге. Дети делятся впечатлениями, полученными от картин в беседе, сопровождающей их рассматривание.
Второй этап
Цель второго этапа — обучение детей элементам речи-рассуждения.
Данный тип МС речи сложнее других, однако приобщение детей к его элементам способствует дальнейшему развитию восприятия картин.
Основные приемы :
обучения детей элементам речи-рассуждения — это проблемные вопросы или задания «доказать».
Например, детям предлагается доказать, что на уже знакомой им картине В. Д. Поленова «Золотая осень» изображена ранняя осень.
Для создания мотива к речи-рассуждению используется прием сравнения двух или трех картин со сходными пейзажами и задания выбрать картину, подходящую к содержанию стихотворения (К какой картине подходит это стихотворение? Почему).
Например, рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Лес» и И. И. Левитана «Золотая осень» сопровождалось чтением стихотворения И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной.»
Третий этап.
Цель третьего этапа — развитие у детей связной описательной речи на основе пейзажной картины.
Реалистический рассказ-повествование состоит из следующих частей:
рассказ о том, как выглядел пейзаж до изображенного времени
рассказ о пейзаже, изображенном на картине
рассказ о грядущих изменениях пейзажа.
Основой для начала и конца повествования служат представления детей о смене времен года и их воображение. В беседе по картине педагог побуждает детей вообразить, представить, как выглядела картина природы в недавнем времени, как она будет выглядеть в будущем.
Сказочный рассказ-повествование предполагает создание сказочных сюжетов,
оживление объектов пейзажа, включение в рассказ их диалогов и т. д.
Пример сказочного сочинения по картине Поленова В. Д. «Золотая осень», придуманного ребенком совместно с родителями. «Летом возле речки зеленели березки. Они танцевали с ветерком, слушали пение птиц и веселые голоса детей. Большая мудрая сосна говорила им: "Не всегда вы будете зелеными, вот придет осень и раскрасит ваши сарафаны в желтый цвет". Березки ей не верили. Но вот похолодало, солнышко уже не грело, листочки стали желтеть. Березки попросили сосну открыть ее секрет: почему она осталась зеленой…
Игровые приемы:
- на тематических выставках репродукций пейзажных картин дети, выступая в роли экскурсоводов, рассказывали о пейзажах, отгадывали о какой картине идёт рассказ их товарища
-изготавливались тематические книги, под диктовку детей записывались их рассказы по пейзажным картинам.
К записям детей по картинам привлекались и родители. Отобранные родителями репродукции пейзажных картин помещались в книгах, каждая сопровождалась рассказом ребёнка.
Педагогические технологии развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины не только дает эффективные результаты но и реализует принципы комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.