Получи документы

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи

Марина Александровна
Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи

«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно учить. В малокультурной среде только не многие, люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л. В. Щерба

Подготовила : учитель –логопед

Петрова М. А.

Понятие связной речи

Публикация «Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи» размещена в разделах

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений)

Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника

Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми

Две основные формы связной речи

Диалогическая речь

Монологическая речь

Диалог

Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого

В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания

Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией

Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость

Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной

Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками

Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише

Методы и приемы обучения диалогу

Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми

Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему

Используется прием словесных поручений

Эффективный метод – дидактическая игра

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги

Монолог

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей

Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям

Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто

В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация)

Характерна литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность

Связность монолога обеспечивается одним говорящим

Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания

Типы монолога (по функции)

Описание – характеристика предмета в статике

Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях

Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства

Пейзажная живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности.

Пейзажная картина чаще всего отражает красоту родной природы.

Педагогическая ценность пейзажных картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью.

Трудности составления монологов по пейзажной картине обусловлены ее статичностью. Пейзаж или пейзажную картину дошкольники воспринимает как целостный, нерасчлененный образ, вызывающий у них определенные эстетические чувства. Дети могут ахнуть от восхищения, но рассказать о своих впечатлениях не могут.

Трудности составления монологов по пейзажной картине связаны также с тем, что восприятие детьми статичных изображений, каким и является пейзажная картина, связано с быстрой утратой интереса к ним.

Педагогическая технология, нацеленная на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины.

Автор БИЗИКОВА О. А. доцент к. п. наук.

Задачи: Обогащать опыт детей впечатлениями о природных явлениях

на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи.

Развивать у старших дошкольников восприятие пейзажных картин, интерес к ним.

Обогащать словарь детей образными средствами языка выражающими впечатления о природе.

Учить строить по пейзажным картинам монологи различных типов (описание, повествование, рассуждение).

Воспитывать эстетическое отношение к природе и произведениям живописи.

Первый этап

Цель первого этапа — расширение опыта общения детей с природой, воспитание эстетического отношения к ней, обогащение словаря дошкольников образными средствами

языка, выражающими впечатления о природе.

1. Перед рассматриванием картин организовывать соответствующие наблюдения в живой природе.

2. Создать условия для накопления впечатлений о природе, помочь увидеть ее красоту, связать полученные впечатления с художественным словом.

Художественное слово дает образцы описания природных явлений помогает овладеть формой эстетических оценок. Оно наряду с элементарными оценками (нравится — не нравится) воспитывает у детей более глубокое эмоциональное отношение к красоте природы.

Например, строки А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Великолепными коврами, I Блестя на солнце, снег лежит» дают примеры лаконичных, но ярких и емких оценок картин природы.

3. Монологическая речь зарождается в диалоге. Дети делятся впечатлениями, полученными от картин в беседе, сопровождающей их рассматривание.

Второй этап

Цель второго этапа — обучение детей элементам речи-рассуждения.

Данный тип МС речи сложнее других, однако приобщение детей к его элементам способствует дальнейшему развитию восприятия картин.

Основные приемы :

обучения детей элементам речи-рассуждения — это проблемные вопросы или задания «доказать».

Например, детям предлагается доказать, что на уже знакомой им картине В. Д. Поленова «Золотая осень» изображена ранняя осень.

Для создания мотива к речи-рассуждению используется прием сравнения двух или трех картин со сходными пейзажами и задания выбрать картину, подходящую к содержанию стихотворения (К какой картине подходит это стихотворение? Почему).

Например, рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Лес» и И. И. Левитана «Золотая осень» сопровождалось чтением стихотворения И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной.»

Третий этап.

Цель третьего этапа — развитие у детей связной описательной речи на основе пейзажной картины.

Реалистический рассказ-повествование состоит из следующих частей:

рассказ о том, как выглядел пейзаж до изображенного времени

рассказ о пейзаже, изображенном на картине

рассказ о грядущих изменениях пейзажа.

Основой для начала и конца повествования служат представления детей о смене времен года и их воображение. В беседе по картине педагог побуждает детей вообразить, представить, как выглядела картина природы в недавнем времени, как она будет выглядеть в будущем.

Сказочный рассказ-повествование предполагает создание сказочных сюжетов,

оживление объектов пейзажа, включение в рассказ их диалогов и т. д.

Пример сказочного сочинения по картине Поленова В. Д. «Золотая осень», придуманного ребенком совместно с родителями. «Летом возле речки зеленели березки. Они танцевали с ветерком, слушали пение птиц и веселые голоса детей. Большая мудрая сосна говорила им: "Не всегда вы будете зелеными, вот придет осень и раскрасит ваши сарафаны в желтый цвет". Березки ей не верили. Но вот похолодало, солнышко уже не грело, листочки стали желтеть. Березки попросили сосну открыть ее секрет: почему она осталась зеленой…

Игровые приемы:

- на тематических выставках репродукций пейзажных картин дети, выступая в роли экскурсоводов, рассказывали о пейзажах, отгадывали о какой картине идёт рассказ их товарища

-изготавливались тематические книги, под диктовку детей записывались их рассказы по пейзажным картинам.

К записям детей по картинам привлекались и родители. Отобранные родителями репродукции пейзажных картин помещались в книгах, каждая сопровождалась рассказом ребёнка.

Педагогические технологии развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины не только дает эффективные результаты но и реализует принципы комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Публикации по теме:

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Психологическая природа связной речи Статья: «Психологическая природа связной речи». Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 01:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна (УИ 311625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД