Приложение МААМ

Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности

Елена Фатеева
Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Перечень опытов, дидактических игр, бесед, наблюдений по привитию сенсорных эталонов

в бытовой деятельности.

Сенсорное воспитание является основой организации чувственного опыта детей.

Публикация «Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности» размещена в разделах

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет. Этот смысл становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности очень важно для сенсорного развития. Умывая детей, учу различать теплую и холодную воду и другие её свойства, ощущать запах мыла, сухость и влажность полотенца. За завтраком, обедом, полдником знакомлю малышей с особенностями пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур упражняю детей в пространственной ориентировки: правая, левая рука, нога, сбоку, сзади и т. д. Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и т. д. Детей учу ценить время свое и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, подвожу к осознанию необратимости, текучести времени. Знакомя детей с названиями посуды, мебели, одежды, знакомлю с материалами, из которых они сделаны. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. В старшем возрасте во время дежурства учу различать тарелки по величине, глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные – двигательные, осязательные, ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр. Ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации. Усвоение и воспроизведение последовательности действий, необходимых для умывания, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения.

В младшем возрасте в своей работе я ставлю следующие задачи:

• Формирование положительного отношения к гигиеническим процессам и культуре еды;

• Закрепление последовательности действий в процессах умывания и одевания;

• Правил поведения за столом (правильно держать ложку, вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды).

Для осуществления этих задач использую следующее.

Умывание

1. Опыты с водой :

• Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;

«цветные капельки» : капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;

• Замораживание воды в разных формочках;

«тонет – не тонет» : испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;

.2. Опыты с мыльной водой и пеной:

• Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов;

• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.

3. Дидактические игры:

«Умоем куклу Катю»,

«Мы умываемся»

• составление с детьми алгоритма процесса умывания,

Моделирование: «Зеркало»,

«Купание куклы».

4. Беседы:

«Все о микробах»,

«Зачем мы моем руки»,

«Да здравствует мыло душистое!»,

«Чистые ногти».

5. Наблюдения:

«Как умываются дети старшей группы»,

«Как умывается кошка»,

«Как надо чистить зубы».

Одевание.

1. Опыты :

С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т. д.

Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков;

С материалом: определение свойства – сравнение с бумагой; «Печворк»- прием из методики Монтессори

• С кнопками, крючками: упражнения в застегивании расстегивании; определение материала, из которого сделаны, на ощупь.

2. Дидактические игры:

«Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам;

«Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т. д. ;

«Найди своего товарища». Нахождение друга по описанию одежды;

«Кукла Катя собирается в гости»;

«Мы одеваемся на прогулку»;

«Магазин одежды»;

«Сложи по порядку»;

«Чудесный мешочек».

3. Беседы:

«Каждой вещи свое место»;

«Что такое неполадки в одежде»;

«Не забывай о друзьях». Взаимовыручка, закрепление навыков одевания;

• Составление с детьми алгоритма процесса одевания;

«Как одеваются у нас» (в городе, селе, на севере, на юге и т. д.)

4. Наблюдения:

«Как одеваются младшие старшие дети». (Сравнение)

«Кто лучше сложит вещи» (Соревнование)

«Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки»

Прием пищи.

1. Опыты :

• Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т. д.

С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.

2. Дидактические игры:

«Ждем гостей»

«Накормим куклу Катю обедом»

«Мы сегодня поварята»

«В гостях у матрешки»

«Как звенят тарелки и ложки»

«Накрой на стол»

«Мы дежурим по столовой»

3. Беседа:

«Как правильно вести себя за столом»

«Полезные и вредные продукты»

«Как пользоваться столовыми приборами»

«Дары леса» «Дары огорода» «Дары сада»

«Как правильно сервировать стол»

• По картине из серии «Мы играем»

4. Наблюдение:

• Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»;

• Чтение отрывка из книги Н. Калининой «Малыши»;

• За дежурными по столовой.

В старшем возрасте ставлю следующие задачи по формированию сенсорных способностей в бытовой деятельности детей.

Задачи:

• Формирование представлений о культурно- гигиенических навыках. (Культуры еды, умывания, одевания) и самостоятельного их выполнения;

• Формирование способности замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, заботиться о своем внешнем виде;

• Освоение приемов чистки зубов, одежды, умения пришить пуговицу.

Для решения этих задач использую следующее.

Умывание

1. Опыты :

а) С водой:

• Очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров;

• Получение цветной воды путем смешивания разных цветов в разных пропорциях;

• Замораживание цветной воды;

б) С мылом:

• Сдувание пены;

• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.

2. Дидактические игры:

«Умоем куклу Катю»;

«Помоги другу»»»;

«Зеркало»;

«Грязный – чистый» :

«Что не так»;

3. Беседы:

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

«Чистить зубы – для чего?»

«Все о микробах»

«Для чего нужны носовые платки»

«Мой внешний вид»

«Мои личные вещи»

«Что такое ухаживать за собой»

«Вещи для личной гигиены»

Компьютерные игры: «500 самых интересных детских игр»

4. Наблюдения:

«Как умывается кошка»

«Как приводят в порядок себя птицы» (Попугай)

«Как умывается взрослый человек» (Показ)

«Как умываются дети ясельной группы»

5. Просмотр DVD :

«Белоснежка и семь гномов»

«Мойдодыр»

«Живая природа».

Одевание

1. Опыты :

С материалом:

• определение цвета, формы, материала

• свойства материала;

С пуговицами:

• определение цвета, формы, размера, материала,

• нанизывание на нитку,

• пришивание.

2. Дидактические игры:

«Одень куклу на прогулку». Одежда, обувь, головные уборы. Определение размера, формы, велико – мало. Шапка - вытянутая, продолговатая, круглая и т. д.

«Удобно - неудобно»

«Велико – немало»

«Печворк» или «Лоскутики»

«Когда это надеваем?»

«Определи на ощупь»

3. Беседы:

«Содержи в порядке одежду, обувь»;

«Помогай товарищу»;

«Зачем складывать вещи в шкафу аккуратно и по порядку»;

«Одежда - разных народов»;

«Исправь неполадки в одежде»;

«Кто нас одевает?» (профессии);

«Из чего нам шьют одежду?»

4. Наблюдения:

«Как одеваются взрослые»;

«Как одеваются малыши»;

«Тренируем мы шнурки» :

«Учимся сушить одежду»

«Уютно ли вещам товарища?»

Прием пищи.

1. Опыты :

• Определение формы, цвета, материала посуды,

Вкуса и запаха пищи: Холодное – горячее; сладкое – соленое; жидкая – густая; Овощи – фрукты;

«Из чего сделаны тарелки и ложки»;

«Для чего нам столовые приборы»;

«Узнай по вкусу – продукты»;

«Узнай по запаху – продукты»

2. Дидактические игры:

«Ждем гостей»;

«Идем в гости»;

«День рождения»;

«Назови посуду»;

«Для чего что предназначено»;

«Что покупала хозяйка»;

3. Беседы:

«Сервировка стола»;

«Как вести себя за столом»;

«Учим Лунтика пользоваться столовыми приборами»;

«Дары природы нашего края»;

«Особенности национальной кухни разных народов».

4. Наблюдения:

«Прием пищи в ясельной группе»;

«За работой повара»;

«За работой няни»;

«За дежурными по столовой»;

«Как чистят овощи» (показ);

• Иллюстрации.

Публикации по теме:

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Сенсорное воспитание дошкольниковСенсорное воспитание дошкольников Cенсорное воспитание в детском саду. Сенсорное воспитание – это развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности
Опубликовано: 14 января 2014 в 22:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фатеева (УИ 11774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД