Приложение МААМ

Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе

Алина Кудряшова
Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжать развивать связную речь детей.

Задачи.

Образовательные:

1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».

2. Обучение детей пересказыванию текста по цепочке.

Развивающие :

1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Публикация «Пересказ рассказа М, Глинской „Хлеб“, Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.

4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».

Воспитательные:

1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.

Коррекционные:

1. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

Интегрированные области : «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье».

Оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, макет дерева, игрушка - домовёнок Кузя, «волшебный сундучок», ящик «обоняния», кусочки ржаного и пшеничного хлеба, «волшебная» палочка, колпачок на голову, массажный мячик, массажная дорожка со следами, колос, листы картона с насыпанной мукой (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Беседа «Откуда хлеб пришёл; рассматривание колосков; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки»; чтение с последующим обсуждением В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», М. пришвин «Лисичкин хлеб»; разучивание пословиц о хлебе; отгадывание загадок.

Словарь: хлебобулочные изделия, ржаной, пшеничный, колос, зерно.

Предполагаемые результаты: дети должны уметь пересказывать рассказ близко к тексту; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать прилагательные к существительному; определять хлеб по запаху.

Методы и приё мы:

Словесные – чтение, объяснение, вопросы, беседа.

Наглядные – картинки с хлебобулочными изделиями; карточки – схемы по тексту рассказа.

Практические – определение по запаху (ржаной, пшеничный); рисование пальчиком по муке.

Ход НОД.

1 часть – организационная.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель. – Ребята, вы знаете, что когда у человека хорошее настроение, ему хочется улыбаться. У меня сегодня очень хорошее настроение от того, что мне предоставилась возможность пообщаться с вами. Я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и пожмём руки. Теперь передайте своё хорошее настроение нашим гостям, улыбнитесь им. Молодцы!

- Ребята, я приглашаю вас в волшебный сад, где растёт дерево, которое вы никогда не увидите по – настоящему. Но для этого нам нужно пройти по «волшебной» дорожке, точно наступая на следы (дети идут по массажной дорожке со следами).

Вереницей мы пойдём,

В сад волшебный попадём,

Чудо – дерево найдём,

Что с него мы соберём?

Дети подходят к дереву, на котором висят картинки с хлебобулочными изделиями.

Чудо дерево стоит,

Очень странное на вид.

Воспитатель: - Что же растёт на нашем дереве? (дети перечисляют).

- Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия. Сейчас мы носиком сделаем глубокий вдох, а потом будем тихонько выдыхать, выпускать воздух и произносить «хлебобулочные». (Во время вдоха воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи).

А теперь испечём нашим язычком «блинчик». (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).

- Из чего пекут хлебобулочные изделия? (из муки).

- Из чего делают муку? (из зёрен).

- Откуда берутся зёрна? (из колоса).

-Что такое колос? Правильно, колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина.

Золотист он и усат,

В ста кармашках сто ребят.

Одновременно воспитатель показывает колос.

- Ребята, давайте покажем, как растёт колосок.

Координация речи с движением.

Упражнение «Колоски».

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони дру-

гой и отводят руку в сторону («сеют»).

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и

поднимают руки («солнце»)

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ла-

донями, раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ла-

дони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает.

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту

(пьют)

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

- Ребята, какие бывают виды хлеба? (белый, чёрный).

- Из какой муки пекут белый хлеб? (из пшеничной). Значит, как мы можем назвать такой хлеб? (пшеничный хлеб).

- Из какой муки пекут чёрный хлеб? (из ржаной). Значит, какой это хлеб? (ржаной хлеб).

-Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой). Сейчас мы с вами определим по запаху вид хлеба, а поможет нам в этом «волшебный ящик». Садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом и 2-3 ребёнка определяют вид хлеба с помощью ящика «обоняния».

2 часть – основная.

Неожиданно слышится какой-то шорох.

- Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же домовёнок Кузя со своим волшебным сундуком. Здравствуй, Кузя. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба). Ничего не понимаю, это же хлеб. Кузя, зачем ты принёс нам хлеб? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать? У Кузи в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Ребята, скажите, чем рассказ отличается от сказки? Правильно, в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле, а в сказке животные, какие-то вещи могут разговаривать, носить человеческую одежду. Сядьте, пожалуйста правильно : спинки прямые, ножки рядышком.

- Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.

Воспитатель читает текст рассказа.

Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.

- О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать).

- Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.

- Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой).

-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю). Картинка №2.

-Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил).

- Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко).

-Почему Гриша заплакал? Картинка №3.

- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа).

-Как дальше поступил Гриша? (Гриша утёр слёзы и сказал, что съест сейчас этот хлеб).

- Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске). Картинка №4.

- Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу).

Дидактическая игра «Какой бывает хлеб

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Кузе, какой бывает хлеб? (дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб).

Хлеб : душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.

-Давайте разомнём наши пальчики.

Игра "Мышка зёрнышко нашла"

Мышка зёрнышко нашла "мышка" - правая рука "бежит" по левой руке,

перебирая пальцами.

И на мельницу снесла. вращение правой руки перед грудью

Намолола там муки, "т-т-т" - удары кулачками друг о друга, "д- д-д"

-удары кулачком о колени, «п-п-п» - пальцы

Рук сжимаются – разжимаются.

Испекла всем пирожки: "пекут" пирожки

Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному

Пальцу одновременно на обеих руках.

Мышонку с капустой,

Мышонку - с морковкой,

Мышонку с морошкой,

Для большого толстяка -

аж четыре пирожка.

Если есть время воспитатель проводит дидактическую игру «Вставь вместо паузы слово хлеб».

-Я знаю пословицу о (хлебе).

-Мама купила пшеничный (хлеб).

-Дети едят суп с (хлебом).

-Ваня пошёл в магазин за (хлебом).

-Я не люблю есть суп без (хлеба).

Молодцы, садитесь на стульчики.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать.

Воспитатель повторно читает рассказ.

- Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке, поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей. А поможет вам «волшебная» палочка. Кому она в руки попадёт, тот и будет пересказывать.

-Кто хочет пересказать этот рассказ целиком? Поможет тебе в этом «волшебный» колпачок.

3 часть – заключительная.

- У вас на столах лежат листы, на которых насыпана мука. Вам нужно пальчикам нарисовать название нашего рассказа. Кто помнит, как называется рассказ? Значит, что вы нарисуете?

Дети рисуют.

-Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?

-Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).

-Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. :ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

Открытое занятие. «Хлеб всему голова» Образовательная область: Познание Группа: Старшая, подготовительная. Тема: «Хлеб всему голова» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания.

«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 13:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алина Кудряшова (УИ 28774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД