Ирина Карабчукова
Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей)
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий
логопедическая подготовительная к школе группа
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- обучать детей пересказу рассказа с опорой на модели;
- Коррекционно-развивающие:
--побуждать и поощрять детей выражать свои мысли распространенными предложениями;
-- закреплять умение употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами;
Публикация «Пересказ рассказа Михаила Пришвина „Белый ожерёлок“ (с использованием моделей)» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пришвин М. М.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
-закрепить умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- развивать понятийно- логическое мышление при использовании моделей.
Коррекционно-воспитательные:
- прививать интерес к новым формам работы;
-воспитывать бережное отношение к животным;
-воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
1. Организационный момент
Игра с мячом в кругу «Угадай, о ком я говорю?»
Логопед:
-хитрая, коварная, рыжая ….
-трусливый, длинноухий, шустрый …
-быстрый, красивый, рогатый …
- запасливая, выносливая, скачущая …
2. Загадка о медведе
В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге,
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мед у пчел искал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
И, пригревшись на полянке
Подпевал я коноплянке –
Начинал ей в такт реветь!
Как зовут меня?
(Медведь)
3. Краткая беседа логопеда с детьми о том, что нового они узнали о медведе из загадки?
4. Д. У. «Какой?» (медведь, какой)
5. Пальчиковая гимнастика «Медведь»
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«– Здравствуй, рыжая лисичка,
– Здравствуй, белочка сестричка!
– Здравствуй, серенький волчонок!
– Здравствуй, беленький зайчонок!»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
6. Логопед предлагает детям познакомиться с портретом писателя Михаила Пришвина. Рассказывает о его творчестве.
7. Чтение рассказа М. Пришвина «Белый ожерёлок»
Слышал я, в Сибири, около озера Байкал, от одного гражданина про медведя и, признаюсь, не поверил. Но он меня уверял, что об этом случае в старое время даже в сибирском журнале было напечатано под заглавием: "Человек с медведем против волков".
Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз будто бы видит в окошко этот сторож — бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Вот-вот бы и конец медведю… Он, мишка этот, не будь плох, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился. Старик, поняв это дело, снял винтовку со стены и говорит:
— Миша, Миша, подержи!
Волки лезут на дверь, а старик выцеливает волка в окно и повторяет:
— Миша, Миша, подержи!
Так убил одного волка, и другого, и третьего, все время приговаривая:
— Миша, Миша, подержи!
После третьего стая разбежалась, а медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же, когда медведи выходят из своих берлог, старик будто бы надел на этого медведя белый ожерёлок и всем охотникам наказал, чтобы медведя этого — с белым ожерёлком — никто не стрелял: этот медведь его друг.
8. Словарная работа: стая, плох, сени, выцеливает, ожерёлок. наказал.
9. Беседа по вопросам:
- Где произошла история, о которой рассказал нам Михаил Пришвин?
- Где жил сторож и чем он занимался?
-Кто однажды пожаловал к старику в гости?
-Как действовал незваный гость?
-Как старик помог медведю?
-Как вы думаете, зачем старик надел медведю белое ожерелье?
Физминутка (с использованием элементов мнемотехники)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы (указательные пальчики-ушки) в лесу глухом (рисуем в воздухе елки)
Есть нора (пальчиками показываем шар)-надежный дом (руки смыкаем над головой,
Под кустами (разводим пальчики) еж колючий (показываем ежа руками)
нагребает(пальчики-грабельками) листьев кучу (рисуем в воздухе большой шар) .
Спит (руки под щечку)в берлоге косолапый (имитируем походку медведя,
До весны сосет там лапу (показываем,как медведь сосет лапу, причмокивая).
есть у каждого свой дом (смыкаем руки над головой, показывая крышу).
Всем тепло, уютно в нем (ладони под подбородок, улыбаемся)
10. Знакомство с моделями (по содержанию рассказа)
11. Повторное чтение с установкой на запоминание (при чтении логопед выставляет модели)
12. Пересказ рассказа детьми с использованием моделей.
13. Итог занятия (вручение раскрасок) с предложением подарить своему медвежонку белое ожерелье.