Сидорова Наталья
Перспективный план факультатива «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, срав-нивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Публикация «Перспективный план факультатива „Развивайка“» размещена в разделах
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа факультатива «Развивайка», рассчитанная на детей от 3-х до 5 лет. В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• На восприятие формы;
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие способности действия наглядного моделирования.
2. Цели и задачи факультатива:
Цель: развитие логико-математического представления у детей, аналитического восприятия и мышления
Основными задачами являются:
-Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
3. Принципы организации деятельности с детьми:
-доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
4. Содержание деятельности:
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – 3-4 года,
2 этап – 4-5 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал факультатив, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1 этап
Месяц,
неделя Тема Содержание
Сентябрь
1 неделя -знакомство с «умными фигурками». Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.
2 неделя Игры – задания с блоками Дьенеша.
Игра «Сложи узор». Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т. д.
Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
«Сложи дорожку из кубиков»
- знакомить с игрой «Сложи узор»,развивать сообразительность, внимание, мышление.
3 неделя -восприятие формы.
Игры с блоками Дьенеша:
«Построим башню»
-упражнять в последовательности расположения фигур.
«Спрятались от дождя»
-упражнять в группировке фигур.
«Посади на свою скамеечку»
-продолжать упражнять в группировке фигур по форме.
4 неделя -восприятие формы.
Игры с блоками Дьенеша:
«Найди своё место»
-упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.
«Найди место треугольнику»
- Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве.
«Обведи фигуру карандашом»
- закрепить знание фигур на основе практических действий.
Октябрь
1 неделя -восприятие формы.
Игры с блоками Дьенеша:
«Где мой вагончик»
- Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.
«Чудесный мешочек»
- упражнять в тактильном восприятии формы.
«Собери бусы»
- выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.
2 неделя - восприятие цвета.
Игра «Сложи узор»,«Собери капельки»:
- упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.
«Сложи жёлтую дорожку»:
- формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.
3 неделя -восприятие цвета.
Игры с блоками Дьенеша:
«Найди похожие домики»
- ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.
«Какого цвета не хватает?»
- упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.
«Сложи узор из кружков и квадратиков»
- упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление.
4 неделя - восприятие цвета.
«Нарисуй природу»
- упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.
«Придумай название своему рисунку»
- развивать воображение.
Ноябрь
1 неделя -восприятие цвета.
«Смешай разные краски»
- упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?
Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета.
2 неделя -восприятие размера (большой, маленький).
Игры с блоками Дьенеша:
«Что изменилось»
- упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.
«Что лишнее»
- упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).
«Кто в домике живёт?»
- начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.
3 неделя -восприятие размера.
Игры с блоками Дьенеша:
«Угостим белочек грибами»
- упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький, развивать мышление, математические способности.
«В гости к белочкам»
- упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).
4 неделя -восприятие толщины.
Игры с блоками Дьенеша:
«Угощение для медвежат»
- развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине, подводить к пониманию отрицания свойств.
«Садовники»
- продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине).
Декабрь
1 неделя -восприятие толщины.
Игры с блоками Дьенеша:
«Найди пару»
- продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.
«Искатели клада»
- закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств.
2 неделя -знакомство с символами.
«Искатели клада»
- продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).
«Кодовый замок»
- упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.
3 неделя
Игра «Сложи узор», «Сложи узор по карточке»
- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).
«Зимняя дорожка»
- развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.
4неделя - знакомство с символами.
«Цепочка»
- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.
«Садовник»
- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.
Январь
1 неделя -символы.
«Что это за символ?»
- закреплять знания символического обозначения свойств фигур.
«Найди все фигуры как эта»
- Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов.
2 неделя
Игра «Сложи узор», «Сложи различные дорожки»
- развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.
«Не такой»
- продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству.
3 неделя - упражнения с блоками Дьенеша.
Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру).
Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).
- классифицировать фигуры по одному свойству.
Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).
- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств.
4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Цепочка».
Варианты:
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ);
чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т. д.).
- упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов.
Февраль
1 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Раздели фигуры»
- упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.
«Второй ряд»
- продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.
2 неделя
«Сложи узор», «Сложи дорожку по схеме»
- развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.
«Зоопарк».
- предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой.
3 неделя -символы.
«Каждому символу своё место»
- упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.
«Все в ряд»
- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания.
4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Заселим домики»
- упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам.
«Переводчики»
- продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы.
Март
1 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Помоги Незнайке»
- продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.
«Игра с одним обручем»
- продолжать вводить символы с отрицанием свойств.
2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«На свою веточку»
- упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.
«Искатели клада»
- закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.
3 неделя
«Сложи узор», «Зоопарк»
- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
«Покажи символ»
- развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.
4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Помоги Незнайке»
- упражнять в оперировании двумя свойствами.
"Третий лишний"
- упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.
Апрель
1 неделя - тренировочные задания по карте.
Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.
Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.
Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.
Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.
2 неделя
«Куда спрятался щенок»
- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.
3 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Поиск затонувшего клада»
- закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
4 неделя
«Сложи узор», «Зоопарк»
- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
Придумай рассказ о своём зоопарке.
- развивать творческое воображение,
Май
1 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Найди выход»
-продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.
«Покажи соответствующую фигуру»
- закреплять знание символического обозначения свойств.
2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
"Раздели фигуры"
- (усложнённый вариант игры) упражнять в классификации фигур по нескольким свойствам.
3 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Мышки – норушки»
-закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.
«Все символы в одном месте»
- упражнять в обобщении, развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
«Житейские истории»
«О коте»
- развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 15 минут.
2 этап
Месяц,
неделя. Тема, дидактическая игра Цели
Сентябрь
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа) - продолжать знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленкий».
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Волшебный мешочек» - формировать у детей умение находить геометрические фигуры наощупь.
Д/и «Что изменилось»- закреплять знание о цвете.
Развивать у детей внимание, память и связную речь.
Октябрь
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Найди не такую».
Д/и «4-й лишний - развивать умение выделять существенные признаки.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Продолжи ряд» - формировать умение находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.
Ноябрь
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Найди пару» - развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Второй ряд» - развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.
Декабрь
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Клад», Д/и «Игра с одним обручем». Развивать связную речь, память, внимание, формировать умение классифицировать по 2 признакам, развивать связную речь.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Чего не хватает»- развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения.
Д/и «Игра с двумя обручами - формировать умение классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).
Январь
2 неделя
Продолжать знакомство с карточками с изображенными свойствами.
Д/и «Кто быстрее соберет» - продолжать знакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Заселим в домики».(2 признака) - закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Формировать умение классифицировать блоки по 2 признакам.
Февраль
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Переводчик», Д/и «Художник» - знакомить детей с знаками, развивать творческое мышление.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «На свою веточку» - формировать у детей умение определять свойства блоков по карточкам.
Март
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша:
Д/и «Кто хозяин» - закрепить умение определять свойства блоков по карточкам, развивать память, связную речь.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Игра с двумя обручами» - формировать у детей умение обобщать, классифицировать, развивать связную речь.
Апрель
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Заселим в домики».(3 признака) - формировать у детей умение классифицировать блоки по 3 признакам.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «На свою веточку» - закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
Май
1-2 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Волшебный мешочек» - закреплять у детей умение находить геометрические фигуры наощупь.
3-4 неделя
Игры с блоками Дьенеша.
Д/и «Художник» - развивать творческое мышление.
Время проведения: один раз в две недели, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
- Игры
- «Логические блоки» Дьенеша;
- «Сложи узор»;
- карточки с изображением символов;
- игрушки животных.
5. Предполагаемый результат:
В результате игровых занятий дети научатся: сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме; различать основные цвета и их оттенки; научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам; улучшат свои коммуникативные способности; запомнят отличительные признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, прямоугольника).
6. Оценка деятельности:
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе. обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Диагностические методики для детей 3-4 лет:
Диагностическая методика
Форма проведения
Показатели:
Восприятие формы
Восприятие цвета
Восприятие величины
Индивидуальное обследование
Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур
Действие наглядного моделирования
Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания).
Диагностические методики для детей 4-5 лет:
Диагностическая методика
Форма проведения
Показатели:
Восприятие формы
Восприятие цвета
Восприятие величины
Индивидуальное обследование
Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур
Действие наглядного моделирования Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания); умеет сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; усвоил элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.