Наталья Жигачева
Перспективный план по развитию речи посредством ознакомления с окружающим (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: Упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков. Активизировать в речи детей обобщающие слова.
2. «Транспорт»
Задачи: Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т. д.).
3. «Знакомство с корнеплодами репы и моркови»
Публикация «Перспективный план по развитию речи посредством ознакомления с окружающим (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Задачи: учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики. Развивать различные ощущения детей, их речь: умения слушать воспитателя, повторять за ним определения предметов.
Октябрь
1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин
Задачи: Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.
2. «Мебель»
Задачи: Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т. д.); группировать предметы по признакам.
3. «Знакомство со свеклой и картофелем»
Задачи: Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия. Особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей. Умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
4. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»
Задачи: Познакомить со сказкой «Колобок» (обр. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Ноябрь
1. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»
Задачи: Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.
2. «Папа, мама, я – семья»
Задачи: Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.
3. «Знакомство с куриным семейством»
Задачи: дать первоначальные представления о составе куриной семьи, их внешних отличиях: петух большой. У него на голове гребешок, бородка; у него пышный круглый хвост, яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее поменьше, чем у петуха; петух – это папа, курица - мама; у них есть дети - цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята, подражать им. Развивать умение слышать воспитателя, подражать словам, звукосочетаниям, движениям.
4. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»
Задачи: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.
Декабрь
1. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.
2. «Найди предметы рукотворного мира»
Задачи: Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.
3. «Знакомство с коровой и теленком»
Задачи: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, вымя, на голове глаза, рот и рога; теленок меньше коровы, у него нет ни рогов, ни вымени; корову кормят сеном, поят водой, она дает молоко, его пьют дети; теленок сосет корову – тоже пьет молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия.
4. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое»
Задачи: Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).
Январь
1. Игра-инсценировка «У матрешки новоселье»
Задачи: Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.
2. «Деревянный брусочек»
Задачи: Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.
3. «Наша елка»
Задачи: Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы; дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостное чувство. Показать, что у ели есть ствол, ветки с иголками. Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели. Показать отличие живой ели от искусственной елки.
4. Досуг «Праздник новогодней елки для кукол»
Цель: Создать у детей радостное настроение, ощущение праздника. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели, доброжелательное отношение к сверстникам.
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Задачи: Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).
2. «Знакомство с фруктами»
Задачи: дать представление о 3-4 фруктах (яблоко, лимон, апельсин или мандарин). Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха. Сообщить, что фрукты, как и зеленый лук, очень полезны для здоровья, особенно зимой.
3. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»
Задачи: Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. Воспитывать чувство прекрасного через поэтическое слово.
4. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задачи: Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).
Март
1. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…»
Задачи: Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь.
2. «Приключение в комнате»
Задачи: Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.
3. «Вот так мама, золотая прямо!»
Задачи: Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.
4. «Айболит проверяет здоровье детей»
Задачи: Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различии плодов моркови, свеклы, лука – репки, лимона по названиям и характерным особенностям. Развивать речь детей.
Апрель
1. Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»)
Задачи: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).
2. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»
Задачи: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. Развивать монологическую речь детей.
3. «Что лучше: бумага или ткань?»
Задачи: Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.
4. «Знакомство с лошадью и жеребенком»
Задачи: Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от козы с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Сообщить: лошадь большая, сильная (помогает хозяину, он ее кормит овсом, сеном, поит водой. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, рассказывать знакомую сказку в диалоге.
Май
1. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)
Задачи: Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.
2. «Подарки для медвежонка»
Задачи: Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.
3. «Знакомство с кошкой и собакой»
Задачи: Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». Сообщить: собака и кошка живут с хозяином, он их любит, кормит, собака живет в будке, сторожит дом, а кошка ловит мышей. Развивать речь детей: пополнить словарь новыми словами, учить слушать вопрос воспитателя, отвечать на него, строить фразы.
Список используемой литературы:
1. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада». – М. : Мозаика-синтез, 2007.
2. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
3. Рабочая программа воспитателя, 2 младшая группа;
4. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». - М. : Мозаика-Синтез, 2005.