МААМ-картинки

Перспективный план по экологии (март-май)

валентина кочетова
Перспективный план по экологии (март-май)

МАРТ.

Задачи.

1. Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увлечение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей.

2. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями.

3. Обобщить представления детей о типичных экологических системах : лес, луг, водоем, пустыня.

4. Воспитывать интерес к народному календарю.

5. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека.

Публикация «Перспективный план по экологии (март-май)» размещена в разделах

Занятия.

«Как поссорились март и февраль»

Цели. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Воспитывать интерес к народному календарю.

Комнатные растения – спутники нашей жизни.

Цели. Систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними. Закрепить знания детей о разных способах размножения растений. Воспитывать интерес к народному календарю.

«Загадки природы».

Цели. Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме. Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме.

«Как растет человек».

Цели. Учить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека. Показать детям значение семьи в жизни человека.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

• Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня (моделирование этого процесса в уголке природы). В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там где прогревает солнце, появляется первая травка.

Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечает прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи – всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидал грача – весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснить детям. Что песню заводят самцы, привлекая к себе птицу – самоучку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чем проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».

• Наблюдения за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о, том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

• Опыт. Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Содержание: предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, фольги, калька, стеклянный кувшин с водой, картон и т. д.). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из предметов пропускают свет, а какие нет. Результаты опыта зарисовать.

Беседы.

«Почему они так называются?» «Три победы весны»; «Тайны географической карты».

Труд в природе.

В природе: подкормка зимующих птиц, расчистка участка и дорожек от снега.

В уголке природы: дети принимают участие в пересадке комнатных растений: вместе с воспитателем определяют необходимость пересадки комнатного растения при пересадке, уплотняют вокруг корней землю, принимают участие в размножении комнатных растений (определяют «деток», делят на части разросшиеся корневища). Учатся подкармливать комнатные растения.

Посадка семян фасоли, гороха, редиса, огурцов, томатов. Посев цветочных семян бархатцев, ноготков для выращивания рассады.

Экологические игры.

«Узнай растение», «Где спрятано растение», «Отгадайте, что за растение», «Найдите, что опишу».

Чтение художественной литературы.

В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; Н. Сладков «Ворбьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги»; А. Плещеев «Уж тает снег…»; К. Ушинский «Утренние лучи»; В. Алферов «Март»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; А. Шевченко «Гнезда»; Е. Благинина «Весна», «На моем окошке».

Фольклор.

Народные приметы в марте. Загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах. Народный календарь на март.

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

На панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» : солнце – тает – снег – почва пропитывается влагой – первая травка – набухают почки на деревьях. Поместить модели первых признаков весны. Картинки вредителей комнатных растений, модели размножения комнатных растений.

Книжный уголок.

Поместить для рассматривания картины: К. Юон «Мартовское солнце», А. Саврасов «Грачи прилетели», книги согласно перечню.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Рассматривание семейных альбомов и вкладывание родословного дерева с зарисовками. Рисование комнатных растений на доске коллективного творчества.

Экологические игры : «Где чьи дети?», «Враг или друг?», «Подумай и ответь», кроссворды для детей.

Уголок экспериментальной деятельности.

Поместить разные виды фильтров и емкости для воды (для самостоятельных опытов по очистке воды). Для определения способности предметов пропускать свет поместить электрический фонарик и различные предметы. Альбом для зарисовок результатов опытов.

АПРЕЛЬ.

Задачи.

1. Стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи становятся все теплее, следовательно, повышается температура воздуха, просыхает почва, во льду появляются трещины. Совместно с детьми устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе – пробуждение насекомых – прилет птиц.

2. Сформировать представление о труде взрослых весной: подготовка почвы к посеву и сев зерна.

3. Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы, воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.

4. Развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

5. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека.

Занятия.

«Весенняя экскурсия в лесопарк».

Цели. Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений и животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях. Сформировать навыки правильного поведения в природе.

«Почему земля кормит?»

Цели. Познакомить детей с компонентами. Которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

«Кто такой человек?»

Цели. Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

«Зеленая аптека»

Цели. Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

• Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то. Что оно поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать за тенью от столба на участке, обратить внимание на то. Что в полдень тень становится короче. Несколько раз в течение месяца измерить длину тени и зафиксировать в дневнике наблюдений.

• Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное побуждение природы. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает (вспомнить проведенные ранее опыты). Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

• Наблюдения за деревьями. Объяснить детям. Что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

• Наблюдения за птицами.

• Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. 1. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. 2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

Беседы.

«Птичий календарь»; «Что возьмем с собой в парк?»; «22 апреля – Международный день Земли».

Труд в природе.

Весенняя работа на участке: окапывание деревьев. Сбор листьев, обрезка сухих веток с деревьев и кустарников.

В уголке природы: уход за питомцами и растениями уголка, продолжение пересадки комнатных растений и выращивание рассады овощных культур.

Экологические игры.

«Живое – неживое», «Лесные заморочки», «Дедушка Мазай и зайцы», «Не поется птицам без небес», «Ни сорока, ни ворона», «Сова», «Что растет в родном краю?»

Чтение художественной литературы.

С. Маршак «Ледоход»; В. Жуковский «Жаворонок»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Г. Ладанщиков «Весенняя песенка»; А. Шевченко «Весна – мастерица»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина»; В. Снегирев «Скворец»; Н. Сладков «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»; М. Пришвин «Жаркий час».

Фольклор.

Поговорки и пословицы об апреле. Апрельские приметы, весенние приговорки и заклички, загадки о первых весенних явлениях природы, народный календарь на апрель.

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Поместить модели признаков весны, модели функций разных частей растения, иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, а также растения наших лесов, занесенные в «Красную книгу».

Книжный уголок.

Поместить картины для рассматривания: И. Бродская «Апрель»; А. Грицай «Половодье»; иллюстрации весенней тематики; книги М. Пришвина, В. Бианки с иллюстрациями.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски. Экологические игры «Живое – неживое», лото «Соседи по планете».

Уголок экспериментальной деятельности.

Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву. Поместить коробочки с семенами цветов и овощей и разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружка из пенопласта).

МАЙ.

Задачи.

1. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев., распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.

2. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в жизни растений и животных.

3. Формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, а затем в бабочку.

4. Обобщать знания детей о типичных экологических системах.

5. Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Занятия.

«Весенние заботы птиц».

Цели. Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах.

«Строим экологический город».

Цели. Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

• Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

• Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

• Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнивать цветение клена и березы, что общего и чем отличаются. Повторить серию наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком. Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить вниманием на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

• Понаблюдать за гнездованием птиц.

Беседы.

«Да сохранится шар земной» : «Давай пройдемся медленно по лугу».

Труд на участке.

На участке: перекопка земли, оформление клумбы, рыхление почвы. Высадить рассаду, выращенную для цветника и огорода. Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка).

В уголке природы: подкормка комнатных растений минеральными удобрениями. Уход за питомцами живого уголка. Предложить детям устроить уголок леса – посадить несколько весенних растений, пересаженных из леса.

Экологические игры.

«Почему меня так назвали?», «Бывает или нет», «Кому что по вкусу?», «Комары и ребята», «Ласточки и мошки», «Ручеек», «Ни сорока, ни ворона», «Лягушки и цапля».

Чтение художественной литературы.

Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Н. Сладков «Друг или враг?»; С. Михайлков «Прогулка»; Б. Заходер «Про всех на свете»; Г. Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; Ф. Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В. Бманки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г. Снегирев «Про птиц», «Тридцать три зернышка»; З. Воскресенская «Петя пересмешник»; М. Горький «Воробьишка»; В. Астафьев «Стриженок Скрип».

Фольклор.

Загадки о солнце и перелетных птицах, песенки – потешки о перелетных птицах, считалки, народный календарь на май.

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модели признаков весны, увеличения продолжительности дня, модели правил поведения во время грозы.

Книжный уголок.

Поместить для рассматривания картины: В. Бакшеев «Голубая весна»; А. Грицай «Первые дни мая»; А. Рылов «Зеленый шум»; книги с иллюстрациями согласно перечню.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить обводки, штриховки, разнообразные раскраски. На доске творчества предложить детям создать коллективную работу о весеннем пробуждении в природе (каждый ребенок рисует, что хочет).

Уголок экспериментальной деятельности.

Предложить детям разные емкости с растворимыми и нерастворимыми веществами (для повторения опытов на растворимость веществ в воде).

Публикации по теме:

Календарный план по тематической недели «Весна шагает по планете» (март) Группа старшая «А» Тема «Весна шагает по планете» День недели Режим Интеграция образовательн. областей Совместная деятельность взрослого.

Конспект занятия по экологии по ознакомлению с творчеством И. И. Левитана «Март» в подготовительной группе Задачи: • Обучающая - образовательная Закреплять умение рассматривать и описывать картину (пейзаж, понимать содержание картины, её эстетическую.

Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье»Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье» Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со.

Перспективный план по рисованию для первой младшей группы на февраль, март, апрель Февраль Тема: «Снежные колобки» Техника рисования: Рисование пальчиками. Задачи: Продолжать формировать умения детей рисовать пальчиками.

Перспективный план по экологии в подготовительной группе Составила : воспитатель: Томме Лариса Васильевна Сентябрь Тема: «Земля - кормилица»Задачи: Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых.

Перспективный план по экологии для старшего возраста Составила: воспитатель: Томме Лариса ВасильевнасентябрьТема: «Что нам осень принесла»Задачи: Расширить представления детей об овощах и фруктах;.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на март Март. Название мероприятия. 1. Оформление уголка для родителей «Весна пришла», «Масленица», «Международный женский день», «Всемирный день.

Перспективный план экспериментирования с детьми 3–5 лет на март. Часть первая Первая неделя. НОД. Тема :" Ткань мы нужную купили, Из неё мы платье сшили" Задачи: упражнять детей в умении узнавать вещи из ткани,.

Перспективный план экспериментирования с детьми 3–5 лет на март. Часть вторая III неделя. НОД. Тема: "Деревянное царство- Буратино государство" Задачи: продолжать учить узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять.

План работы на март с детьми «Пожарная безопасность» в подготовительной группе Цель: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по экологии (март-май)
Опубликовано: 7 мая 2019 в 10:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД